<= Перейти на шахтинский форум
Русские герои
16+
11 мая (четверг) 2017
youtu.be
- YouTube
4666 просмотров
11 мая (чт) 2017
12 мая (пятница) 2017
Василий Степанович
4778 просмотров
12 мая (пт) 2017
14 мая (воскресенье) 2017
Юрий Степанович
16 против 300! Иностранцы восхищены подвигом русского спецназа



В России уже успели обсудить тему награждения 16-ти офицеров сил специальных операций, противостоявших трём сотням боевиков в Сирии. В зарубежных странах такое обсуждение фактически начинается только сейчас. Обращает на себя внимание тот факт, что при знакомстве с подробностями боя российских спецназовцев с террористами в САР всё большее число иностранцев высказывают искреннее восхищение подвигом наших военнослужащих. После ознакомления с информацией о том, что 16 российских офицеров сдерживали кратно превосходящие силы боевиков в провинции Алеппо около двух суток, вынудив террористов отступить, иностранцы пишут в комментариях следующее:

SunniPulse
Brave Warriors Battling the Forces of Darkness. Thank You Russia! (перевод: Храбрые воины сражаются с силами тьмы. Спасибо, Россия!)

Далее – сразу перевод без англоязычного варианта:

Jack Ladstone‏
Вот это настоящие спартанцы!

Ian Speers
Примерная работа! Истинные борцы с терроризмом в регионе. Пусть все они благополучно вернутся домой.

Leo Hawk
Браво! Браво! Люди чести!

Sunny Chaudhary‏
Это свидетельствует не только об огромном мужестве, но и тактическом совершенстве.

ACanadianForLeave‏
Не связывайтесь с русскими. Гитлер сделал это, и посмотрите, где он оказался.

Эти комментарии опубликованы британскими читателями твиттера российского посольства в Соединённом королевстве.

Именно наша дипмиссия и познакомила британцев с тем, что российские спецназовцы остановили прорыв крупной группы террористов к востоку от Алеппо. Западные газеты решили подвиг российских военнослужащих проигнорировать. Молчит и небезызвестная «обсерватория по правам человека», вещающая о сирийских проблемах из Лондона. Западные пропагандисты явно сопротивляются публикации объективных сведений о действиях российских военных в Сирии по защите этой страны от международного терроризма.
4957 просмотров
14 мая (вс) 2017
18 мая (четверг) 2017
Юрий Степанович
Сергей Михайлович Сотников, простой человек, из тех, на которых и держится Россия:

ИЖЕМСКОЕ ЧУДО СЕРГЕЯ СОТНИКОВА

Ранним утром 7 сентября 2010 года в аэропорту "Полярный" г. Мирный полусонные пассажиры занимали места в салоне самолета, ТУ-154. Авиалайнер готовился к вылету в Москву. Скажем сразу: все останутся живы. Позднее специалисты назовут это чудом, ведь шансов выжить у них был один на тысячу, а может и того меньше.



ЧП на высоте 10.600 метров

Самолет находился в воздухе уже более трех часов, когда отключился автопилот. Ситуация неприятная, но это еще не ЧП. Но какое-то шестое чувство подсказало командиру экипажа Новоселову, что в этот раз все так просто не обойдется.

Предвидя вариант с экстренной посадкой, он связался с диспетчером: "У нас проблемы с электропитанием. Прошу подготовить запасной аэродром". Ответа Новоселов не услышал - радиостанция пискнула и замолчала. Самолет остался без радиосвязи.

Вслед за автопилотом стали отключаться остальные приборы. Датчики крена и тангажа, указатели курса "умирали" один за другим. Почти мгновенно вышли из строя все навигационные приборы. "Завалились" не только оба авиагоризонта, но и третий - резервный, что не предусматривается никакими инструкциями, поскольку такого просто не может быть никогда!

Куда садиться?

Без навигационного оборудования экипаж нем, глух и слеп. Это все равно что вести автомобиль в надетом на голову мешке. Ситуация, даже не требующая обдумывания - только посадка, и посадка срочная: отключились насосы, перекачивающие горючее из крыльевых баков в двигатели, а это значит, что максимум через 30 минут двигатели остановятся и самолет начнет просто падать.

Самолет снизился до 3.000 метров, внизу холмы, тайга, садиться на которые - чистое самоубийство. Блеснула серебристая полоса - река Ижма, Ту пошел вдоль нее. Показался стоящий на берегу реки поселок Ижма. Командир и экипаж высматривали подходящее для посадки место. Если такое не будет найдено - сажать самолет они будут на воду, прямо напротив поселка, чтобы жители Ижмы оказали помощь тем, кто уцелеет. И тут штурман крикнул: "Полоса!"

Если бы у летчиков было время на обдумывание, они бы прежде всего удивились: откуда здесь не числящийся ни в каких реестрах, не отмеченный ни на каких картах аэродром? Его просто не должно быть! Это или галлюцинация или... чудо. Ту-154 развернулся и пошел в сторону полосы.

Плач по малой авиации



Россия - огромная страна, в ней более тысячи городов и десятки тысяч поселков. Железные и шоссейные дороги связывают их между собой. Но есть населенные пункты, куда ни поездом не добраться, ни машиной не проехать. С Большой землей связывает их малая авиация. Як-40, Ан-24, Л-410, Ан-2, ИЛ-14 и вертолеты в советское время для жителей горных аулов и таежных поселков были привычным средством передвижения, как для нас сегодня маршрутные такси.

В 1978 году в п. Ижма открыли аэропорт местных воздушных линий, было построено здание аэровокзала и взлетно-посадочная полоса. Каждый день в Ижму прилетали и улетали самолеты местной авиалинии. В аэропорту работали 126 человек.

В 90-х наступили трудные времена, начался закат ижемского авиахозяйства. Самолеты стали летать все реже, сперва пять дней в неделю, затем четыре, затем два. По мере снижения числа рейсов уменьшался и численный состав работников аэропорта. Людей сокращали, многие уходили сами. Из 126 осталось 70, затем их стало 40, потом 8, потом 2.

В 1998 году аэропорт перепрофилировали в вертолетную площадку и в "Комиавиатранс" решили, что для площадки, работающей три дня в неделю, и двух человек много и оставили одного - Сергея Михайловича Сотникова.

Сотников

Сотников работал в Ижемском аэропорту с первого дня его существования. В 1978 году 20-летним выпускником подмосковного Егорьевского авиационно-технического училища, прибыл он по распределению на работу в Ижму и остался здесь навсегда. Заправлял самолеты, был техником, начальником службы ГСМ. В 1997 году стал начальником аэропорта, а через год - начальником вертолетной площадки.

По мере того, как сокращался обслуживающий персонал, Сергей Михайлович брал на себя дополнительные функции. И вот настал день, когда он остался один: и начальник, и дворник, и диспетчер, и кассир, и сторож, и уборщик, и слесарь-ремонтник, и электрик, и прочая, и прочая, и прочая...

Каждый день в любую погоду на своем уазике он приезжал в аэропорт, чтобы где-то что-то подлатать, где-то что-то починить, потому что площадка должна быть готова принять вертолет в любой день, а не только в понедельник, среду и пятницу - мало ли что может случиться, беда всегда приходит не по расписанию.

Незабытая полоса

И все 12 лет Сотников содержал в порядке кроме посадочного квадрата для МИ-8 и взлетно-посадочную полосу, которая была вычеркнута из всех реестров и не значилась ни на одной карте, на которую многие годы не садились и не взлетали самолеты. Он регулярно чистил дренажи от старой травы, чтобы не произошел подмыв полосы, убирал с бетонных плит старую арматуру, регулярно вырубал и выкорчевывал кустарники и деревца, пробивавшиеся в зазорах плит. И так 12 лет.

Местные жители неоднократно пытались использовать полосу как место складирования дров, приезжавшие грибники - как автостоянку. Сотников воевал со всеми и на их возмущенно-недоуменное "Ну почему?!" не желая вступать в споры, коротко отвечал: "Потому!"

Зачем?

Позже Сотникову еще не раз зададут этот вопрос. Ответ его поражает простотой: "Пусть говорят, что аэродром вроде как брошенный, но там же есть человек, который работает, значит я в ответе, правильно? Если я эксплуатирую перрон, где находится посадочный квадрат для МИ-8 и МИ-2, то вот рядом - взлетная полоса в таком тоскливом состоянии, царапает ведь за сердце. Пойдешь, да что-то сделаешь".

В то время как одни резали станки на металлолом, реализовывали по сходной цене уникальные корабли, и искали, чтобы еще продать за границу, другие пытались хоть что-то сохранить и сберечь, веря, что настанет день, и снова понадобятся и станки, и корабли, и взлетно-посадочная полоса. Окажись 7 сентября на "взлетке" бревно или автомобиль, окажись она заросшей кустарником (а за 12 лет мог и лес вырасти!) - и жертвы считали бы сотнями.

Аварийная посадка

Ту пролетел на аэродромом. Эх, коротка полоска! Придется экономить каждый метр. И все равно ее не хватит. Длина ижемской ВПП 1340м, а Ту для посадки нужно как минимум 2500. Аварийная гидросистема не подвела - самолет выпустил шасси. Но из-за отказа электропривода не вышли закрылки. Самолет не мог сбросить скорость до положенных 270кмч, садиться предстояло на 380кмч, с отключенными навигационными системами, без связи с наземным диспетчером, контролируя положение самолета исключительно по визуальным ориентирам.

Бортпроводница вышла в салон: "Уважаемые пассажиры! Самолет совершает вынужденную посадку. Просим всех пристегнуться, убрать колющие и режущие предметы, снять зубные протезы, очки и обувь на высоком каблуке, поднять спинки в вертикальное положение".

Трижды заходил Ту на посадку и трижды в последний момент взмывал в небо - экипажу не удавалось попасть в начало полосы. Самолет пошел на посадку в четвертый раз. Со стороны Ижмы в сторону аэродрома бежали люди, завывая сиренами, мчались пожарные машины и кареты скорой помощи... Отче наш, сущий на небесах, да святится имя твое... Царица Небесная, помоги!

"Пострадавших нет"

Самолет сел прямо на первую плиту, мягко, можно сказать идеально. Добежав до конца полосы, он врезался в лес, ломая и сминая деревья. Будь удар сильнее, могли пробиться крыльевые топливные баки, возникнуть пожар. Но пока самолет катился по ВПП, с каждой сотней метров скорость падала: 380км/ч, 350, 300, 250, 200...

Выкатившись на 164 метра за полосу, Ту-154 остановился. Подъехавшим представителям администрации командир воздушного судна Новоселов доложил: "Самолет Ту-154 совершил аварийную посадку. На борту 72 пассажира и 9 членов экипажа. Пострадавших нет".

Впоследствии эксперты назовут посадку в Ижме Ту с неработающим навигационным оборудованием чудом. Но сами летчики чудом считают появившуюся из ниоткуда взлетно-посадочную полосу. Но как раз в этом не было ничего сверхъестественного - это "чудо" сотворил Сергей Михайлович Сотников, простой человек, из тех, на которых и держится Россия.
5126 просмотров
18 мая (чт) 2017
бонч - бруевич
Уважайте прошлое и оно вас отблагодарит.
4908 просмотров
18 мая (чт) 2017
7 октября (суббота) 2017
Юрий Степанович
Русские не сдаются:
5209 просмотров
7 октября (сб) 2017
9 октября (понедельник) 2017
Юрий Степанович
В канун нового 1764 г трехлетнего Мишеньку Барклая-де-Толли тетушка решила покатать в санях по Невскому Проспекту. Внезапно на их экипаж налетела карета и ребенок вывалился на дорогу. Из кареты тут же выскочил гвардейский офицер, подхватил мальчика на руки и передал испуганной тетке.

Извинившись он сказал: «Каков молодец! Он не только не заплакал, но даже не испугался. Этот ребенок будет великим мужем!» и, прощаясь, добавил: «Всегда готовый к услугам капитан гвардии Григорий Потемкин».
Спустя четверть века Потемкин вручал двадцативосьмилетнему Барклаю-де-Толли медаль за взятие Очакова. Потемкин был тогда фельдмаршалом, а будущий фельдмаршал Барклай-де-Толли - капитаном.

5396 просмотров
9 октября (пн) 2017
22 октября (воскресенье) 2017
Юрий Степанович
Посадить полыхающий Ил-76 с 210 новобранцами за 3 минуты до взрыва: невероятная история мужества

Летчик Андрей Зеленко спас призывников, сумев посадить практически неуправляемый Ил-76



21 июня 2000 года командир военно- транспортного самолета Ил-76 Андрей Зеленко сумел предотвратить страшную катастрофу. Благодаря мастерству и героизму летчика 210 призывников из Дагестана, 11 сопровождающих офицеров и 11 членов экипажа остались живы. Зеленко сумел посадить горящую машину при отказе гидросистемы, отказе управления механизацией, отказе шасси. . . За проявленное мужество ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Нагрузка была колоссальная



Полковник Андрей Зеленко вырос в семье военного. Его отец был офицером связи ПВО. — Во время Карибского кризиса требовались военные специалисты. По зову партии отец пошел в военное училище, — рассказывает Андрей Жаннович. Семья меняла гарнизоны. Когда жили в небольшом эстонском городке Тапа, из окна квартиры был виден аэродром. Андрей часами наблюдал за взмывающими в небо самолетами.

После школы решил стать летчиком-истребителем. Но медицинская комиссия парня забраковала. Врачи заметили шумы в сердце. Правда, объяснили, что эти помехи могут быть возрастными, надо подождать год-другой, пока организм полностью сформируется. Андрей время терять не хотел. Поступил в Таллинский политехнический институт. Ходил на лекции, а потом бежал в аэроклуб, где летал на планере, прыгал с парашютом.



На следующий год поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище, где готовили летчиков для военно-транспортной авиации. — После учебы попал служить в Кировабад, в Азербайджан. Сразу начались полеты в «горячие точки» тогда еще Советского Союза, — делится с нами Андрей Жаннович. — Когда Кировабад стал Гянджой, полк уже сам дислоцировался в «горячей точке». Мы постоянно возили беженцев. А во время ликвидации последствий сильнейшего землетрясения в Армении, которое произошло 7 декабря 1988 года, ему пришлось больше находиться в воздухе, чем на земле.

Мощные подземные толчки тогда разрушили почти всю северную часть республики. Погибло более 25 тысяч человек. — Помню, летели в Ленинакан, я был вторым пилотом, мы с экипажем не спали трое суток, у меня не открывались глаза, и я пальцами придерживал веки, чтобы смотреть. Бывало, нам по- ступал приказ: «Взлетайте в направлении Баку». Проходили час-полтора, мы слышали: «Садитесь в Кустанае, груз такой-то». Или: «Посадка в Алма-Ате, заберете подъемные краны». Грузили все в экстренном порядке. И снова на взлет. Каждая республика направляла в зону бедствия добровольцев, строительные бригады, материалы и технику. Высокогорный аэродром в Ленинакане не пострадал от землетрясения, там под раз- грузку иногда стояло впритык по десять ИЛ-76. — Нагрузка на экипажи была колоссальная, — вспоминает Зеленко. — 11 декабря 1988 года разбился Ил-76 под управлением капитана Николая Брилева. Они летели из Баку в Ленинакан. Заходили на посадку в сложных метеоусловиях.



Из-за накопившейся усталости они неправильно установили барометрический высотомер и врезались в гору. На борту были военнослужащие из Азербайджана, призванные из запаса, которых мобилизовали на разбор завалов. Погибли 69 пассажиров и 9 членов экипажа. А 708-й гвардейский Керченский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк, где служил Андрей Зеленко, после развала Союза стали выдавливать из Азербайджана. Часть хотели «приватизировать». Но полку, при поддержке 104-й воздушно-десантной дивизии, удалось со всем имуществом авиабазы перебазироваться в Таганрог.

— Никто нас на новом месте не ждал. Наши самолеты стояли на грунте, пока для них строили стоянки. Жилье предоставляли только для семей с детьми, — рассказывает летчик. — Но пережили и эти тяжелые времена. Потом Андрея Зеленко направили служить в Забайкалье, где в местечке Укурей в голой степи около аэродрома стояло пять пятиэтажек, Дом офицеров и магазин, где продавались одни консервы и соленая рыба. В 1999 году Андрей Жаннович окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина.



В Оренбургском военно-транспортном авиационном полку летал уже командиром Ил-76. — Должен был переучиваться на тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Человек, на место которого я шел, думал увольняться из армии. Но потом подлечился, восстановился и вернулся в строй, — говорит Зеленко. Подполковнику была уготована другая судьба.

«На левом крыле хорошо горит»

— В 2000 году в июне нас со штурманом вызвали в штаб, командир полка по- ставил задачу перевезти призывников из Махачкалы на аэродром Возжаевка, на Дальний Восток, — вспоминает Андрей Жаннович. — Вместе с нами полетел сменный экипаж во главе с командиром Рафисом Камаловым. Он только вышел из отпуска, а у нас принято тех, кто не летал хотя бы месяц, морально поддержать, по- смотреть, как они летают. Утром прошли контроль, вылетели из Оренбурга в Махачкалу. Там аэропорт гражданский, топливо — только за деньги, на дозаправку должны были перелететь в Астрахань, на военный аэродром Приволжский. В общей сложности нам предстояло преодолеть почти десять тысяч километров. Вторая дозаправка планировалась в Новосибирске.

На место командира корабля сел Рафис Камалов, самолет благополучно приземлился в Махачкале. В самолет загрузили 210 призывников из Дагестана, 11 офицеров из частей, где предстояло служить новобранцам. Командиром вылетал уже Зеленко.

— Пока в Астрахани заправляли самолет, призывников всех высадили и построили на поле. На борт взяли около 60 тонн топлива, — рассказывает Андрей Жаннович. — Нам долго не давали взлет. Пока ждали, я провел в кабине тренаж экипажа на случай пожара двигателя на взлете. Потренировались, прогрели двигатели, режим — взлетный, оторвались от земли. Убрали закрылки, и тут речевой ин- форматор женским голосом сообщает: «Скорость превышена. Проверьте механизацию». А такого быть не могло, механизация была уже убрана. Пошла какая-то ненормальная работа самолета. Предкрылки убрали, пошли в набор высоты. Бортинженер докладывает: «Командир, отказывают насосы подачи топлива из баков левого крыла».

На каждом двигателе есть два подкачивающих насоса. А показывающие их работу зеленые лампочки вдруг взяли и погасли. Но когда авиаконструктор Генрих Новожилов проектировал свой Ил-76, он рас- положил двигатель на крыле ниже баков с топливом. То есть топливо под своим ве- сом могло поступать в двигатель. Высота была около полутора тысяч метров. При повышенном внимании полет можно было продолжать.

— Наш родной аэродром Оренбурга был по дороге, мы думали — приземлимся, пересадим пассажиров на другой самолет, а свой будем ремонтировать. И тут мне доложили: «По левому борту отказывает все электричество». Самолет стало потряхивать. Речевой информатор сообщил о нарушении в электроснабжении. Пошли короткие замыкания. Стала расти температура в гидравлической системе по левому борту. Вышла из строя одна сторона приборной панели. Надо было экстренно садиться.

— Гражданский диспетчер предложил нам вернуться на аэродром вылета, — рассказывает Зеленко. — Я до сих пор помню его имя и фамилию — Андрей Горбачев. Я развернул самолет, согласовал все с землей. Астрахань готова была принять аварийный самолет. — Стали снижаться, ветра не было, полный штиль. Попробовали выпустить механизацию, правый закрылок начал выпускаться, а левый так и остался на месте. Самолет начал крениться. Быстро убрали правый закрылок, дали взлетный режим. В грузовой кабине между тем началась паника. В иллюминатор призывники увидели дым в районе левого двигателя, из-под обшивки вырывалось пламя…



Все начали кричать, вскакивать с мест. Чтобы успокоить ребят, старшему воздушному радисту, мастеру спорта по боксу Александру Горбунову, пришлось применить ненормативную лексику. Резервный экипаж начал готовить пассажиров к эвакуации. Еще в воздухе были открыты все четыре аварийных люка и грузовая рампа. У 18-летних мальчишек, только утром надевших военную форму, могли сдать нервы. Поэтому около каждого из открытых люков встали по два члена экипажа и офицеры из числа сопровождающих. Были распущены аварийные канаты. Ил-76 с ревом несся к земле... Бортмеханик, старший лейтенант Павел Стацюк, доложил командиру корабля: «На левом крыле хорошо горит». Через открытые люки дым повалил в грузовую кабину. Старший команды призывников, капитан Гончаров, дал команду новобранцам: «Голову прижать к коленям, с места не вставать».

Диспетчер тем временем сообщил: «Пожарные и санитарные машины готовы». Тряска самолета усилилась, топливо вырабатывать времени не было. У самолета могло попросту отвалиться крыло. — Говорю: «Все, сажусь», — продолжает вспоминать командир корабля Андрей Зеленко. — А самолет тяжелый, топлива — тонн 70, да еще и пассажиры. Передние, главные «ноги» шасси не выпустились, потому что не работала гидравлическая система. Но те, кто делает самолеты, умные люди. Они предусмотрели аварийный выпуск шасси. Бортинженер выпустил их вручную.

Но при неисправных закрылках скорость должна была оставаться высокой. — Нам нужно было лететь быстро, чтобы не упасть. Обычно самолет садится на скорости 230–250 километров в час, нам пришлось сохранять скорость на уровне 380–390 километров в час, — вспоминает полковник. Взлетно-посадочная полоса была 2500 метров. Для тяжелого самолета с отказавшей механизацией этой длины могло не хватить. Предвидя неизбежное выкатывание Ил-76 за пределы ВПП, командир корабля приказал двум штурманам покинуть кабину, которая находится в нижней передней части самолета. Чем спас им жизнь. Зеленко посадил горящую машину на самое начало взлетки. Обычно для торможения при посадке на реверс включается два двигателя, экипаж использовал все четыре. Но и этого не хватило. В конце ВПП, при столкновении с небольшим бруствером, подломилась носовая стойка шасси, самолет упал на нос, пропахал еще 400 метров земли и замер.

Через три минуты самолет взорвался

Началась срочная эвакуация. Призывники через аварийные люки один за другим покидали самолет. Кто-то выбирался на крыло и уже оттуда спрыгивал на землю. На эвакуацию ушло несколько минут. Командир корабля с бортовым техником еще раз проверили грузовую кабину. Увидели там двух призывников, которые собирали вещи. Не удержались от идиоматических выражений. Эвакуировали пацанов и только тогда сами спустились по канатам на землю.



А через три минуты Ил-76 взорвался. Глядя потом на лежащий в степи обгоревший киль самолета, члены комиссии по расследованию ЧП не могли поверить, что при столь сложной аварийной посадке никто не погиб. Ведь экипажу пришлось садиться с большим весом, «голым» крылом и практически без тормозов. Лишь у 8 призывников медики обнаружили вывихи и растяжения. А через три дня дагестанских призывников все-таки отправили на Дальний Восток. Побороть страх перед высотой им помог муфтий, который вместе с ребятами отправился в дорогу.

Комиссией было установлено, что в электрической системе самолета произошло короткое замыкание. Перегорели силовые кабели, что повлекло серию отказов и пожар. Андрей Зеленко получил Золотую Звезду, стал Героем России. Его экипаж — капитан Сергей Люлин, майор Виктор Перепелицын, майор Олег Медведев, капитан Павел Стацюк, старший прапорщик Сергей Кочетов были награждены орденами Мужества. Члены резервного экипажа получили медали Нестерова.
5616 просмотров
22 октября (вс) 2017
30 октября (понедельник) 2017
Юрий Степанович
Шестилетний гвардеец, защитник Сталинграда — Сережа Алешков

Те страшные, жестокие дни бомбёжек и голода. Миллионы замученных казнённых фашистами людей. Дети и взрослые бок о бок против немецких оккупантов. Одним из таких Гаврошев бывшего Советского Союза и был тогда Алешков Серёжа. Маленький, бесстрашный сын полка. Данные о нём хранятся в Курском музее » Юные Защитники Родины». Когда-то в 60-ых о нём много рассказывали, а сейчас уже позабыли самого юного защитника Сталинграда, так когда-то прозвали Серёжу. Родился Алешков, а точнее Алешкин Сергей Андреевич в 1934 либо 1936 году, в лесной деревушке Грынь, что расположено в Калужской области, участник Сталинградской битвы, имел ранение, спас своего командира и за это приказом №013 от 26.04.43 года его наградили медалью» За боевые заслуги». Умер Серёжа в Челябинске в 1990-ом году.



Едва ему минуло шесть лет, когда Серёжа лишился самого дорогого, семьи. Маму и брата, за пособничество партизанам приговорили к смерти фашисты, а отца он потерял ещё до войны, ещё два брата были уже на фронте. Случилось это в Калужской области. Серёжу спасла их соседка, и мальчик бросился в лес. Дело было осенью 1942-го. Он поранил ногу и заблудился, точно неизвестно, сколько бродил голодный, и измученный ребёнок по лесу пока на него не наткнулись разведчики из 154-й стрелковой, переименованной потом в 142-й гвардейский полк. Только отгремело сражение, неприятеля выбили из небольшого населённого пункта и холмистого лесного массива. Там в истерзанном снарядами и бомбами лесу нашли испуганного и голодного покрытого струпьями ребёнка. Мальчик поведал заместителю командира Воробьёву, что его зовут Серёжей, а фамилия Алёшкин, так его называла тётя Настя из партизанского отряда. Мальчик выздоравливал, бойцы тянулись к нему, согревая свои ожесточённые в боях сердца, все полюбили маленького Серёжу. Трудней всего было найти сапоги 30-го размера и форму маленького размера. И всё же нашли. Одели, обули в военное всё как положено. Михаил Воробьёв стал ему за отца и впоследствии действительно усыновил мальца. Тогда же мальчик обрёл и вторую маму, когда Воробьёв женился на мед сестричке из их же отряда Нине Андреевне Бедовой. Свадьбу отметили скромно, расстелили брезент на траве вместо свадебного стола, разожгли костёр и испекли на нём пирожков, разлили в консервные банки и алюминиевые кружки водку. Не меньше всех радовался и Серёжа, ведь теперь у него есть и мама и папа. Звучали тосты за победу и за молодых. Но на войне как на войне, она не даёт передыху и вновь за оружие.

Их часть перебрасывали к Сталинграду. Что такое Сталинград осенью и зимой 42-го? Это кровопролитные бои за каждый клочок волжской земли. Непосредственного участия в боях, Серёжа, принимать, конечно, не мог, но помогал всем, что в его силах старшим боевым товарищам, в перерывах между боями он приносил письма и патроны, пел солдатам песни. У него был очень спокойный и весёлый характер, он никогда не ныл по пустякам и всегда поднимал боевой дух старших боевых товарищей. Правда 18 ноября малышу не повезло, он попал с бойцами пол артобстрел и получил ранение в ногу. После чего его отправили в госпиталь на лечение. После лечения он вернулся к огромной радости всех, назад в свой полк.

Подвиги Серёжи Алешкова

Были и доблестные дела в его послужном списке. Происходило это всё на Днепре. Однажды он помог обезвредить немецко-фашистских разведчиков, заметив, что в скирде соломы спрятались какие-то двое людей он прибежал в блиндаж и доложил об этом, бойцы схватили немцев. У тех двоих оказалась с собой рация и они пробирались в тыл чтобы скорректировать огонь немецкой артиллерии. Так Серёжа не дал осуществиться проискам врага. В другой раз он спас своего тогда ещё названного отца от верной гибели. Во время бомбёжки по их позициям бомба угодила прямо в блиндаж командира полка и разворотила его, только мальчик видел, что под завалами находиться майор Воробьёв. Парнишка побежал к бывшему блиндажу с криками папа, папа, попытался сам отодвинуть брёвна, но только изодрал все руки в кровь. Несмотря на постоянно сыпавшиеся с неба бомбы, весь в слезах мальчонка, побежал за подмогой. Воробьёва благополучно вытащили. И опять благодаря неусыпному бдению юного героя. Узнав об этих случаях, и о мальце — удальце, генерал Чуйков, командующий восьмой гвардейской армией, ныне Маршал Советского Союза наградил Серёжу боевым оружием — трофейным пистолетом «Вальтер». Ну а потом его наградили медалью » За боевые заслуги».

Со 142-ым полком Серёжа дошёл до Польши. Отправиться учиться в Суворовское, было идеей Чуйкова. В Тулу, где ему предстояло поступать в училище, он уезжал вместе с мамой Ниной, которая ждала второго ребёнка. Когда у Нины Андреевны появился Слава, Серёжу уже зачислили в училище, не сразу конечно, потому что мальчик, был, слаб после перенесённого ранения и контузии. Да и последующего его лечения в госпитале. Но после настоятельной просьбы Чуйкова, его всё-таки зачислили. Побыв дома несколько месяцев, приёмная мама мальчика, отправилась назад на фронт, так как не могла иначе, она обязательно хотела дойти до Берлина. Маленького сына оставила с мамой. Война разделила их с мужем по разным полкам. Их рассказ про битву в Сталинграде и про переломный момент во всей войне с немцами его стоит осветить и да простит меня читатель, я не могу оставить эти события в стороне и не вспомнить о том, что тогда происходило в городе Сталина. Примеров героизма во время войны не перечесть. Огромную роль в этой битве сыграла молодёжь. К примеру, 37-я гвардейская дивизия насчитывала в своих рядах до 800 комсомольцев. Много ребят было и среди снайперов и среди партизан, а сынов полка вообще не перечесть. Сколько маленьких ребятишек почти Серёжиного возраста становились героями посмертно. В этой войне погибло более 20 млн. детей. По ком звонят колокала? Они звонят по детям. Отдельные слова благодарности и женщинам-сталинградкам. На плечи женщин легла большая ответственность и мужская работа, работать приходилось сутками, чтобы обеспечить страну всем необходимым. Женщины герои — снайперы, лётчицы, медсёстры. Скольких раненых наши медсестрички вытянули на руках, рискуя собственной жизнью под пулями. 30 000 участников Сталинградской битвы были удостоены правительственных наград.

Оборона Сталинграда

В 1942-ом, в начале лета враг начал наступать на Сталинград, с целью отрезать центр нашей родины от хлебородных районов Кубани и бакинской нефти. На юге фашисты прорвались через нашу оборону. Линия фронта протяжённостью более 500 км простиралась от Воронежской области. От Богучар и до Ростова, уходя по обоим концам в сторону и имела форму подковы, что являлось невыгодным для наших войск, численность которых также уступала противнику. 17 июля начались кровопролитные бои, в которых временами участвовало с двух сторон более 2 млн. человек. И именно тогда появился приказ Сталина под номером 227, под названием «Ни шагу назад!». Надо было поднимать боевой дух солдат, который тогда немного пошатнулся любой ценой.

Госком обороны поставил перед людьми боевую задачу — Сталинград не сдавать! Ни шагу назад!

Ставка во главе с главнокомандующими: А.М. Василевским, Г.К, Жуковым и Н.Н. Вороновым (они сыграли в дальнейшем большую роль в осуществлении этого плана) разработали стратегию по разгрому немецких захватчиков. В первые дни наступательного движения вермахта люди ощутили себя как в аду. Более двух тысяч самолётных вылетов со стороны захватчиков, за один день погибло почти сорок тысяч человек. Город был чудовищно разрушен. Как ни странно в одном немецкие самолёты помогли нам в обороне, благодаря образовавшимся завалам было проще замаскировать противотанковую артиллерию. Да и танки противника также не могли проехать по грудам битого кирпича. Бойцы прятались среди руин и закидывали застрявшие танки приготовленными коктейлями Молотова, огнемётчики буквально выжигали немецких солдат из подвалов. Большой урон наносили врагам наши снайперы, самый знаменитый — это Зайцев Василий. Каким-то образом он смог приспособить противотанковый прицел, с помощью которого уничтожал немецкие танки и орудия. На его счету 149 немцев это второй результат после «Жигана» имя этого бойца до сих пор не известно . Он убил 224 фашиста.

Крупные резервы врага после напряжённых боёв прорвались к Волге, на Севере Сталинграда, разорвав наш фронт напополам. Так противник вышел к тракторному заводу у берегов Волги. При помощи народного ополчения и воинов 37-й гвардейской, так же 95-й стрелковой дивизий 62-й армии стояли там насмерть. К сожалению 37-я почти полностью погибла, 114-й гвардейский полк обстреливали 6 немецких танков из противотанкового оружия и ценой своей жизни уничтожили противника. Четверо бойцов и лейтенант Гончар одним трофейным пулемётом отразили несколько атак частей вермахта. Наступил сентябрь и вновь новое наступление. Прорвав оборону, немцы вышли к центру Сталинграда и захватили Мамаев Курган и с ним высоту 107,5, ещё больше усложнив положение 62-й армию.

Ещё одной боевой задачей стало объединиться с девизией Людникова, перебить врага и завладеть курганом и высотой, дабы лишить противника наблюдения за подходами армии к Волге. Для этого надо было мобилизовать все силы, которые стремительно пополняли из выздоравливающих раненых, стремившихся назад в свои части.

Утром 19 ноября 3500 орудий и миномётов обрушили всю свою мощь на противника. 1 час вели огонь на разрушение и 20 мин. на подавление, впервые за всю войну наносился удар такой мощности, нанесший врагу огромный урон. После него пошли в наступление стрелковые и танковые дивизии. К середине дня войска прорвали оборону противника и в образовавшуюся горловину ввели 8-й кавалерийский корпус, наши войска стали успешно развивать наступление. На следующий день в прорыв отправились 4-й механизированный и 13 танковый, к вечеру вслед за ними двинулся и 4-й кавалерийский, наступая на запад. Тогда же к вечеру Паулюсу поступили сведения о полном разгроме немецких и румынских частей. В далёкой ставке Гитлер ещё тешил себя надеждой на победу в этой схватке и отдал приказ командующему Паулюсу и 6-й армии отправиться в Сталинград и занять круговую оборону. Почувствовав всю мощь нашей артиллерии, Паулюс запаниковал и отправил сообщение — армия окружена, горючее на исходе, боеприпасов почти нет, продовольствия только на шесть дней. Этим Паулюс просил дать возможность покинуть Сталинград. На что Гитлер ответил — занять 6-й армии круговую оборону и ждать помощи извне. Это был конец 6-й армии.

Подмога спешила к товарищам. Аккуратно в это время переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия во главе с генералом Родимцевым. Район вокзала неоднократно заливался кровью и переходил от одной стороны к другой. Сражение достигло своего апогея, вражеская авиация подожгла нефтебаки и земля буквально горела под ногами. Казалось, будто всё живое должно погибнуть и сгореть в этом огне, человеческие нервы с трудом выдерживали такое испытание, но наши люди выстояли на своих рубежах. И по сей день стоит тот дом, название которому Дом Павлова. Методично выбивая из каждого дома фрицев, бойцы продвигались внутрь города. Ночью Павлову, в то время командиру пулемётной бригады было приказано захватить дом в форме буквы «Г». Перебежками добравшись, сняв часового и перебив врагов, заняли оборону и укрепились на позициях в четырёхэтажном кирпичном доме. В подвалах находилось много жителей, которых вывели и переправили через Волгу, а дом перешёл во владение 7-й роты. Четверо бойцов: Павлов, Черноголов, Глущенко и Александров — четверо героев. Обстрел дома фрицы вели каждые полчаса, они и не подозревали что там всего четыре человека. Три дня бойцы оборонялись, пока часть дома фашисты не снесли снарядами, но подвал был цел и важную позицию сохранили. Прислали боеприпасы и подкрепление много фашистов пало около того дома и много дней подряд люди выдерживали непрекращающийся артиллерийский огонь, но дом тот выстоял, как и наши советские люди он был таким же крепким и стойким. Продолжались непрерывные бои около заводов » Красный октябрь» и » Баррикады». На них тогда скопилось большое количество вооружения. Так что быстро организованное ополчение нашлось, чем вооружить. К месту прорыва были переброшены не только рабочие, но и войска 282 сп ВВ НКВД и ещё позднее танкистов 99 т.б.

В середине ноября по Волге пошёл битый лёд затрудняя передвижение всех плавучих средств и неся огромные потери ему, до 40% своего состава. С конца октября и до конца оборонительного периода все силы были сосредоточены на борьбу за заводскую часть города. Большое значение в обороне сыграла катюша — гвардейские миномёты. Были у нас и такие самолёты — ПО-2, которые непрерывно бомбили противника с малой высоты, и в основном по ночам, причиняя тем самым массу неудобств гитлеровцам и огромный урон.
Переломный момент Сталинградской битвы

Гитлер был уверен в своей победе, но неумолимо близился момент перелома в войне в нашу сторону. Именно тогда наступил апогей патриотизма и неудержимого желания прогнать фашистских гадов. Паулюса окончательно оставляют там, где он находился, и решают сформировать новую группу армий «Дон» для деблокирования его войск. В начале декабря туда входило до 30 дивизий, из них 6 танковых и основные силы группировались в районе Котельниково.

По плану самая сильная ударная группа Гот имевшая в своём составе батальон «тигров» со 100-мм бронёй и 88-мм пушкой должны прорваться к Паулюсу наступая восточнее реки Дон. Наше командование со своей стороны приняло решение расширить внешнее кольцо на запад до 200 км и ударить по направлению Ростов — Лихая для разгрома отошедших соединений немецких войск. Операция под кодовым названием » Сатурн». Однако в кратчайший срок этого сделать не удалось, в связи с ослабленностью наших войск и на помощь была брошена 2-я гвардейская армия Малиновского Р.Я. 12 декабря ударная группировка противника из района Котельниково начала своё стремительное продвижение к Сталинграду, неся огромные потери. За 4 дня они прошли половину пути и форсировали реки Аксай и Мышкова. Главнокомандование вовремя приняло ответные меры, переориентировав наступление не на юг, а на юго-восток, упредив тем самым удар из Тормосина и войдя в историю под кодовым названием » Малый Сатурн». Войска Юго-Западного и Воронежского фронтов разгромили 8-ю итальянскую и «Холлидт» достигнув через 9 дней Тацинского и Морозовки. Манштейн дабы избежать полного разгрома, перебросил тормосинскую и 6-ю танковую на левый фланг. На некоторое время ему удалось стабилизировать обстановку, но тут обрушился удар с Мышкова. Советское Главнокомандование, перебросило 2-ю гвардейскую вместе с 51-й армией, остановив этим наступление на Мышкова и дав возможность ввести новые силы. 24 декабря наши войска стали наступать на Котельниково совместно с 5-й ударной, 2-го и 6-го мехкорпусов и 7-го танкового.

29 декабря Котельнической группировки не стало. Дорога на Ростов была открыта. Декабрьские бои отодвинули линию фронта от Сталинграда на 250 км. Близилась новая катастрофа, продвигаясь к Ростову наши войска, могли закрыть выход немецким частям с Кавказа и Гитлер начал отступление. Дошёл черёд и до разгрома армии Паулюса. Немцы и не думали сдаваться, они до последнего надеялись, что им помогут вырваться из окружения. Решено было ударить по ним со всех флангов, а задача 62-й армии была ни при каких обстоятельствах не пускать противника к Волге, если он вдруг захочет прорваться из окружения. До 10 января части 62-й армии атаковали противника, и в это же время все части Донского фронта перешли в наступление. Дольше всего отвоёвывали у врага Мамаев курган.

26 января настало, наконец, долгожданное соединение с пришедшими с запада частями Чистякова и Батова. 31 января был взят в плен генерал-фельдмаршал Паулюс, вместе с остатками его частей. Ликвидировав южную группировку, они принялись за северную.

2 февраля наносился последний удар 62-й армией на районы заводов Баррикады и Тракторный, стреляли прямой наводкой. Последнего удара гитлеровцы не приняли и сдались в плен. В ноябре 42-го обещавший освободить окружённые войска Гитлер официально признался в случившейся катастрофе и объявил трёхдневный траур. Вторая часть битвы за Сталинград — это было планомерное и методичное уничтожение окружённых фашистов. К тому же ещё началась зима, холод способствовал советским войскам в уничтожении войск противника. Постоянные атаки танков и артиллерии, голод, болезни, изматывали солдат вермахта до сумасшествия.

В январе 31-го числа Гитлер присвоил Паулюсу звание фельдмаршала, никогда ещё не попадали в плен офицеры столь высокого звания со стороны немцев. Многие считали, что с присвоением этого звания Гитлер намекнул ему и его офицерам о том, что он должен покончить жизнь самоубийством. Паулюс не стал этого делать. Рано утром 2-го февраля было захвачено здание универмага, в котором находился штаб Паулюса. А немногим раньше радиограммой он сообщил Гитлеру, что капитулирует. Это был конец Сталинградской битвы. На берегу Волги разгромили одну из самых сильных группировок фашизма, предельно насыщенных техникой. Некоторым солдатам бывало, всё же везло, и, переодевшись в советскую форму, им удавалось выскочить из котла, но это были единичные случаи. После продолжительных боёв было собрано около 150 000 трупов.

По подсчётам Сталинград обошёлся немцам примерно в полтора миллиона человек пленными, ранеными, убитыми и безвести пропавшими. За время всей битвы со стороны Германии потери составили четверть их сил, т.е. убитыми и ранеными более 800 000 солдат, более 91 000 немцев было взято в плен. Большинство из них погибли в плену. Часть бывших немецких союзников (хорваты, словаки, румыны) стала воевать в составе советских войск. 1943 год победа в боях за Сталинград и начало конца третьего рейха.

Летом 43-го из войны выбывает Италия, а уже в августе 44-го при подходе наших частей к Румынии король Михай I помня опыт Сталинграда, переходит на сторону СССР. Эта победа укрепила антигитлеровскую коалицию. Переломный этап в ходе всей второй мировой войны. После войны появилась даже площадь имени Сталинграда на просторах Парижа, а Георг VI в знак стойкости выковал меч и подарил его горожанам. Эта война явилась убедительным доказательством краха фашизма и стойкости советского народа. Как когда-то сказал Александр Невский — » Кто с мечом к нам войдёт, тот от меча и погибнет».

Эпилог.

Михаил Данилович прошёл всю войну, был четыре раза ранен, два тяжело контужен. Награждён орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Ленина, имеет два ордена Красной звезды и три боевого Красного знамени. Собственноручно оставил надпись на стенах рейхстага » Мы с Урала «. Его боевая подруга тоже, как и хотела, дошла до Берлина. Нина Андреевна и Михаил Данилович прожили жизнь в Челябинске и воспитали пятерых детей.

В 1944 году Серёжа стал курсантом Тульского суворовского военного училища. Тогда в ноябре 44-го ещё 83 ленинградца и более 30 сынов полка начали своё обучение вместе с ним. Окончил он учёбу в шестом выпуске в 1954 г. (а в 1960 г. Оно было расформировано).О дальнейшей жизни Сергея Андреевича Алешкова известно очень мало. Служил в армии, закончил Суворовское и Харьковский юридический университет. Много лет работал юристом в Челябинске, рядом со своей приёмной семьёй. В последнее время работал прокурором.

Умер самый маленький боец в 1990 году очень рано, сказались тяжёлые годы войны.

Если бы не старая, потёртая, чёрно-белая фотография, с улыбчивым пареньком и с так лихо надвинутой на бок пилоткой у него на голове, то история о сыне полка Алешкове показалась бы легендой. Но это правда, неумолимая, правда, войны. История о маленьком человеке, попавшем в жернова ВО, который претерпел так много невзгод для своих шести лет.

О нём была написана книга В.С. Денисенкова » Шестилетний гвардеец». Вот такая бесхитростная история об одном из миллиона маленьких героев того времени и о самой большой и кровопролитной войне.

Автор — Письменская С.Г.
6150 просмотров
30 октября (пн) 2017
20 ноября (понедельник) 2017
OK.RU
НАШИ ГЕРОИ!
5624 просмотра
20 ноября (пн) 2017