<= Перейти на шахтинский форум
Шахтинские школьники будут изучать основы религиозной культуры
16+
6 сентября (четверг) 2012
ARTS old-1264
Методические рекомендации по введению комплексного учебного курса 'Основы религиозных культур и светской этики' в общеобразовательные учреждения

Общие положения.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса 'Основы религиозных культур и светской этики' (далее - Учебный курс ОРК и СЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРК и СЭ включает в себя модули:

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры;

Основы мировых религиозных культур;

Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей ( законных представителей).

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРК и СЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРК и СЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения

Методические рекомендации составлены на основе анализа вариантов введения курса 'Основы религиозных культур и светской этики', предложенных Министерством образования и науки Российской Федерации

Организационно-управленческие основы введения нового учебного предмета 'Основы

религиозных культур и светской этики'.

21 июля 2009 года Президент РФ Д. А. Медведев заявил о поддержке сразу двух идей, высказанных лидерами крупнейших религиозных объединений России, о введении института

воинских священников и о преподавании в школах 'дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение'. При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса в ряде регионов РФ.

После долгих согласований курс получил название 'Основы религиозных культур и светской этики'.

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко так прокомментировал цели и характер нового учебного курса: 'Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур'.1

К разработке курса были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий.

В то же время Правительство РФ определило, в каких именно регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии и поручило Минобрнауки России заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, 'соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса'.

Соответствующее распоряжение было подписано председателем правительства В.В. Путиным 29 октября 2009 г. Документ утвердил план мероприятий по введению новой учебной дисциплины. Согласно распоряжению предмет проходит апробацию в 19 субъектах Российской Федерации.

С января 2010 года во всех регионах-участниках эксперимента проведена подготовка учителей, участвующих в апробации проекта, а с февраля 2010 года публикуются учебные и методические пособия по новому предмету - эта задача возложена на Рособразование, Минобрнауки и Минрегионразвития.

Предполагается, что в течение 2011 года преподавание комплексного учебного курса 'Основы религиозных культур и светской этики' будет осуществляться в экспериментальном режиме в четвертой четверти IV класса и первой четверти V класса.

При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса, будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации. Окончательный итог должен быть подведен на Всероссийском совещании с участием Минобрнауки России, Рособразования, намеченном на четвертый квартал 2011 года.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса 'Основы религиозных культур и светской этики' является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации

от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Введение предмета 'Основы религиозных культур и светской этики' должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Цель и задачи комплексного учебного курса 'Основы религиозных культур и светской этики'

1 Министерство Образования и Науки РФ

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ:

Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.

Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Место комплексного учебного курса 'Основы религиозных культур и светской этики' в программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРК и СЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета 'Окружающий мир', с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета 'История'. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Структура комплексного учебного курса 'Основы религиозных культур и светской этики' (34 часа)

4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Учебные пособия для комплексного учебного курса 'Основы религиозных культур и светской этики' (34 часа)

Учебные пособия 'Основы православной культуры', 'Основы исламской культуры', 'Основы буддийской культуры', 'Основы иудейской культуры', 'Основы мировых религиозных культур' и 'Основы светской этики' подготовлены для экспериментального курса 'Основы религиозной культуры и светской этики' для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
2512 просмотров
6 сентября (чт) 2012
7 сентября (пятница) 2012
амо
"Данный курс является обязательным, поэтому в федеральном компоненте учебного плана для 4-го класса уменьшается на 1 час 'Литературное чтение' и при этом остается общий объем обязательной нагрузки - 23 часа."

Вот те нате, дети в наше время совсем мало читают, еще 12 лет назад в школе на литературу часов не хватало, поэтому все произведения читались нами по книжкам с кратким содержанием, еще сочинения как то писали, до сих пор стыдно за незнание многих произведений, а теперь еще литературу сокращают, ппц...
2460 просмотров
7 сентября (пт) 2012
Собакин
Посмотрел дневник ребенка:помимо всего остального,2 литературы,3 физ-ры и 2 труда в неделю!Литературу прировняли к труду!Виват минобразованию!!!Уррррра,товарищи!
P.S. Расписание еще не стабилизировалось.Будем посмотреть дальше.
2504 просмотра
7 сентября (пт) 2012
Zimmerman
Потрясающе...только упомянутых Вами уроков по 2 часа в неделю? а сколько физики, химии, биологии, геометрии, географии перечень
7 сентября 2012 в 21:24 Собакин пишет:
С> Посмотрел дневник ребенка:помимо всего
С> остального,2 литературы,3 физ-ры и 2 труда в
С> неделю!Литературу прировняли к труду!Виват
С> минобразованию!!!Уррррра,товарищи!
С> P.S. Расписание еще не стабилизировалось.Будем
С> посмотреть дальше.

Потрясающе...только упомянутых Вами уроков по 2 часа в неделю? а сколько физики, химии, биологии, геометрии, географии (перечень бесконечен)? между прочим, 2 часа литературы в неделю - это совершенно нормально, за 5 лет в основной школе всё успеет Ваш ребенок прочесть, даже то, чего Вы, в Вашу бытность школьником, по программе не изучали ))) а чтобы не ждать стабилизации расписания, попросите в школе учебный план...
2496 просмотров
7 сентября (пт) 2012
амо
2 часа литературы в неделю - это совершенно нормально

НОРМАЛЬНО???? ну-ну....
2524 просмотра
7 сентября (пт) 2012
ARTS old-1264
А что,полистал свой дневник за 9 класс (давно это было), литература так же, два урока в неделю.
2545 просмотров
7 сентября (пт) 2012
Zimmerman
а сколько нужно, по-вашему
7 сентября 2012 в 22:04 амо пишет:
а> 2 часа литературы в неделю - это совершенно
а> нормально
а> НОРМАЛЬНО???? ну-ну....

а сколько нужно, по-вашему? ))))
2574 просмотра
7 сентября (пт) 2012
Zimmerman
сейчас у 9 классов 3 урока литературы )))
2566 просмотров
7 сентября (пт) 2012
Собакин
Я о 5 классе ...
7 сентября 2012 в 21:24 Собакин пишет:
С> P.S. Расписание еще не стабилизировалось.Будем
С> посмотреть дальше.
2603 просмотра
7 сентября (пт) 2012