Букин Для каждого населённого пункта одной из важнейших дат всегда являлась дата его основания
ДАТА ОСНОВАНИЯ
А. Г. Букин
Для каждого населённого пункта одной из важнейших дат всегда являлась дата его основания. От неё исчисляется возраст города или села. Чем больше возраст - тем большую солидность в глазах окружающих имеет поселение, и тем больший почёт оказывается. Но что же со знаменитым своим рассыпным и рудным золотом городом Балеем? Не так давно, осенью 2005 г. в городе было отпраздновано 67-летие со дня основания. Но как-то не верится, чтобы на таком замечательном по своему ландшафту и природе месте не остановили свой взгляд люди, при условии, что в 39 километрах выше по течению реки Унды располагается одноимённое село, имеющее более 300 лет истории. Немаловажен и тот факт, что место находится недалеко (день пешего перехода) от центра освоения всего региона - Нерчинска, и все более или менее удобные места в долине были заселены людьми относительно давно.
Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к краеведческой ли-тературе. Так книга А. Кремнёва 'Читинская область' , вышедшая в 1959 году безапелляционно говорит: 'Он возник в 1938 году' (здесь и далее курсив автора. - А. Б.). В 'Кладах золотого пояса' авторов Авдеевой и Солнцева пишется: 'Балею, - тому, который мы знаем сегодня, - немногим более тридцати лет', а написано это было в 1968 г. Хотя там же мы находим, что 'Интенсивная разведка рудного золота на Балее началась в 1927 году'. Приставка 'на' говорит о том, что речь идёт не о населённом пункте, а о местности. Ю. А. Игнаткин в книге 'По диким степям Забайкалья:' пишет: 'В 1929 году в Балее на золотоизвлекательной фабрике была пущена в работу первая чаша Бейльдон и получено первое рудное золото:' . Здесь Балей - это населённый пункт.
Другие источники говорят, что в 1938 году Балей становится районным центром, хотя сам Балейский район создан в: 1935-м. В одно и то же время на одном и том же месте работает комбинат 'Балейзолото' (с 1929 г.), возникает город, :который уже су-ществует, и который тут же становится районным центром. Что-то в хронологии не сходится.
Давайте попробуем разобраться. Как уже сказано в начале - дата основания - очень важная дата для населённого пункта. Но для городов есть ещё одна дата - дата возведения на степень города. С такой даты населённый пункт, доказавший свою полезность и качества родной стране, получает особый статус - статус города. Для этого нужно немало потрудиться его жителям, что балейцы и сделали. В своё время Балей стал городом и центром района.
К сожалению, многие авторы две даты - дату основания и дату возведения на степень города путают. Это произошло и в нашем слу-чае. Балей возник в 1938 году - пишут Кремнев и другие авторы и вводят нас в заблуждение, поскольку мы знаем из других источников, что в этом же году Балей уже существует, мало того, он становится районным центром. Выходит, что в 1938 году он был возведён на степень города. Кроме того, этот факт подтверждает постановление ВЦИК о преобразовании рабочего посёлка Балей в город районного подчинения .
Итак, Балей становится городом в 1938 году. С одной датой разобрались, а что же тогда с датой основания? Как её определить? Для этого у историков есть правило: датой основания населённого пункта считается дата первого письменного упоминания о постоянном поселении на его месте.
Давайте попробуем это правило применить к городу и поищем другие документы, говорящие о русском заселении местности. Постановление ВЦИК даёт ссылку на то, что до этого сущест-вовал рабочий посёлок. То же мы находим в 'Географии..' у И. М. Осокина и А. А. Недешева: 'До революции на месте Балея были разбросаны отдельные посёлки старателей', и в энциклопедии Забайкалья: 'В кон. XIX в. на месте Балея существовало несколько приисков по добыче россыпного золота на р. Унда (месторождения известны с 1829) и небольших казачьих посёлков (Каменка, Избушки, Новотроицк и др.)' . Посмотрим источники до 1917 г. В 1908 году 8 февраля в Нерчинске заседал совет горного округа. В протоколе мы находим вопрос о нахождении жильного золота: 'в урочище Балей близ Ново-Троицкого промысла' . Из текста ясно, что Балей - это название места, а не населённого пункта. То есть в 1908 году Балея ещё нет, но в документе фигурирует уже существующий Новотроицк, который является частью современного города.
Согласна с этим мнением и Т. В. Федотова, которая пишет в своей работе 'Словарь топонимов Забайкалья' следующие: 'Балей, город, районный центр (Балейский р-н). Возник как село Новотроицкое, в 1926 г. - промысел 'Балейзолото'. В 1938 г. преобразован в Балей. Название связано с местным урочищем Балейская горка (ныне Золотая горка)', и по приведённому выше правилу дата его основания может стать датой основания Балея. Смотрим дальше. Ново-Троицкий промысел является достаточно старым населённым пунктом. Он начался в 1892 году , после того как на этих землях после передачи Кабинету Его Императорского Величества началась добыча золота. Если считать от этой даты, то Балею сейчас: 113 лет, вернее, постоянному поселению людей на его месте.
Но обращает на себя внимание фраза 'после передачи'. Кто же обладал ими до того? У кого их взяли? Посмотрим более ранние документы. На карте Забайкальской области, начерченной в 1876 году, мы видим населённый пункт, который называется 'Новотроицкъ' и значок, показывающий наличие в нём церкви. То есть это станица или село. Попробуем разобраться с этим в более старых документах. 'Карта Нерчинскаго округа' 1869 года показывает на месте современного Балея надпись 'Новотроицкая'. За одним этим словом мы сразу находим целую историю, поскольку это, скорее всего, сокращение от 'Новотроицкая станица'. Значит до прихода старателей жили здесь казаки, пахали пашню, пасли скотину и несли нелёгкую службу государеву как на границе, так и на рудниках округа. За такими рассуждениями мы незаметно подходим к тому, что Балею, как месту постоянного проживания русского населения стало больше 136 лет: Но на карте рядом с Новотроицкой станицей есть деревенька Каменская и деревенька Верхний Голготай. Топонимы очень знакомые. Верхний Голготай - это горная речушка, протекающая рядом с современным Подхозом, а напротив него, через реку Унда располагается микрорайон Балея - Каменка. Всё это расположено так же как на старой карте, только названия и статус изменились, из чего мы можем сделать заключение, что три части города Новотроицк, Каменка и Подхоз (Верхний Голготай) существуют не меньше, чем с середины XIX века. Что ж, пойдём дальше в глубь времени. В государственном архиве Читинской области есть фонд 'Церкви Забайкальской области', в котором хранится 'Книга учёта монастырского имущества'. Книга была составлена в 1763 году во время проверки Нерчинского Успенского монастыря. В ней описаны постройки, земли, хозяйство, доходы, утварь, одежда. За монастырём числились крестьяне, которые проживали в приписанных деревнях: Дунаево, Чёрная, Каменная, Семёново, Матусово, Кирочинская и Шакшинская . Первые две деревни находились на территории совре-менного Нерчинского района, последние две - на территории Шилкинского (напр. известен топоним Монастырское подворье на Шакше), а вот Каменная, Семёново и Матусово - на территории Балейского. Село Матусово существует до сих пор. Семёновой деревни не осталось, хотя Семёновская, или как её ещё называют 'Семёнова' падь, в которой эта деревня располагалась, до сих пор так и называет-ся. А вот деревня Каменная - или как её ещё называют источники Каменка Монастырская, - ни что иное, как микрорайон Каменка современного города Балея. Соотнести эти два населённых пункта друг с другом опять же помогают те же карты. Ни на одной из них, на которых изображен Нерчинский округ или Забайкальская область за последние 250 лет мы не встречаем ни одного другого такого названия на прилегающих к Успенскому монастырю территориях, несмотря на то, что в целом данный топоним достаточно распространён. На картах мы встречаем только речку Каменную, впадающую в Унду пятью верстами выше Новотроицкой станицы, а деревня Каменная уютно расположилась на её устье. Кроме того, все перечисленные в монастырском владении деревни имеют достаточно удобные пути до монастыря по падям через перевалы на Борщёвочном хребте, что косвенно подтверждает правоту изложенных здесь рассуждений. Итак, если судить по 'Книге учёта монастырского имущества', то на месте современного Балея к 2005 году люди постоянно живут уже 242 года.
Однако же вернёмся к документам. Все мы когда-то читали произведения Н. В. Гоголя и его бессмертные 'Мёртвые души'. В них Чичиков скупал крепостных крестьян умерших с момента последней 'ревизской скаски'. Ревизская скаска - это своеобразная налоговая декларация, которая раз в несколько лет подавалась каждым владельцем крепостных крестьян. По ним на территории Российской Империи начислялась подушная подать. Нерчинский Успенский монастырь как владелец крестьян тоже был обязан подавать такую скаску. Сюжет с Чичиковым мне вспомнился тогда, когда после долгих поисков я нашел ведомость о числе крестьян, или ту самую 'Ревизскую скаску', которая была подана Успенским монастырём в 1744 году. В ней читаем: 'Деревни Каменой вней попоследней бывшей ревизиi состоитъ душъ 18:' .
Не будем цитировать его дальше, поскольку то, что нам надо мы уже получили. Есть дата и название населённого пункта и принадлежность монастырю. Это самый старый документ из тех, что удалось найти автору. Он указывает на то, что на территории современного города Балея люди поселились и постоянно проживают больше 260 лет. 1744 год мы вполне можем считать датой первого упоминания поселения, по-скольку более ранних записей пока не отыскалось. Работая с документами, мы нашли, что у Балея в прошлом го-ду был своеобразный юбилей, - 260 лет. Хотя, конечно, в большей степени это относится, на наш взгляд, к микрорайону Каменка. В архивах могут храниться ещё, как минимум, два документа, которые могут изменить дату основания города, это акты о передаче земель монастырю, и о поселении и прикреплении к земле крестьян. Они могут 'состарить' город ещё, но не более чем на 30 - 40 лет - по-скольку создание деревни Каменной (или Каменки Монастырской) связано с хозяйственной деятельностью Нерчинского Успенского монастыря после его основания в начале XVIII века. Ещё одной временной границей является решение Нерчинской администрации о начале освоения долины Унды за Борщёвочным хребтом, принятое на рубеже XVII и XVIII веков. С ним связано появление старейших ближайших сёл, таких как Унда, которые основываются около 1697-1706 гг . Нахождение данных документов, надеемся, поставит точку в вопросе об основании города.
1835 просмотров
24 октября (пн) 2011