Что делать юным Шахтинским спортсменам без стадиона и качественных футбольных полей, каким был футбол раньше и есть ли надежда на то, что в городе будут футболисты уровня команды Шахтёр
Интервью с ветераном шахтинского футбола Юрием Ефановым 2017 года:
Что делать юным Шахтинским спортсменам без стадиона и качественных футбольных полей, каким был футбол раньше и есть ли надежда на то, что в городе будут футболисты уровня команды "Шахтёр".
Футбол – игра объединяющая и дворовых пацанов, и континенты. Это наиболее зрелищная, интересная и захватывающая игра из всех спортивных состязаний на Земле. Некоторые посвящают ей жизни, другие пополняют стан болельщиков. В нашем городе футбол тоже мега-популярен. Но что делать юным спортсменам в городе без стадиона, без качественных футбольных полей? С этими вопросами мы обратились сегодня к одному из ветеранов шахтинского футбола, коренному шахтинцу, полузащитнику команды «Шахтёр» Юрию Владимировичу Ефанову. В преддверии своего 65-летнего юбилея, спортсмен, успевший поиграть в качестве полузащитника и нападающего за Северодонецкий «Химик», и за Черкасский «Гранит», и за Майкопскую «Дружбу», и конечно же за «Шахтёр», рассказал о становлении спортивной игры с мячом в городе Шахты, о футбольном братстве и подводных камнях, мешающих сегодняшней российской сборной побеждать на международных матчах.
«Смотрю на стадион - на глазах выступают слезы...»
Расскажите, пожалуйста, немного о себе, своём увлечении футболом, которое переросло в профессию.
- Это было в далёком 1962-м году, когда я был в 4-м классе. Тогда в мою жизнь вошла одна, но пламенная страсть, имя которой – футбол. Я начал заниматься им ещё в начальной школе, которая располагалась в сегодняшнем здании краеведческого музея. После, с 5-го класса перешёл в 21-ую школу. Через забор от нас тренировалась знаменитая городская команда «Шахтёр». Её футболисты были для нас богами. Мы с мальчишками бросали уроки и всё своё свободное время проводили с командой, подавая спортсменам мячи и наблюдая за их тренировками. Я привык к этой игре. У меня любви больше нет никакой, кроме футбола.
Кто был Вашим учителем?
- Их много. После того, как я записался в школу при командах мастеров, моим наставником стал великий детский тренер, который и сам играл за команду «Шахтёр» Владимир Евдокимович Кривошапко. Это был сильный игрок. Он меня тренировал. Видимо, он что-то во мне увидел. И говорил моему дедушке, который со мной приходил на тренировки: «Дядя Миша! Будет играть пацан!».
После окончания школы я поступил в шахтинскую спортивную школу. На стадионе при команде мастеров «Шахтёр» была группа подготовки. Ребята многих возрастов занимались там. И я тоже. Можно сказать, что я там родился и вырос. Для меня стадион был вторым домом. И сейчас, когда я смотрю на него, на то, что с ним стало, у меня на глазах выступают слёзы.
Потом продолжили образование?
- Конечно. Поступил в 1975-м году в институт физкультуры, который сейчас называется Адыгейский государственный университет, на очное отделение физвоспитания. 6 лет играл в Майкопе.
За какие команды Вам пришлось поиграть?
Меня уже в 16 лет привлекали играть за команды класса В. А как только мне исполнилось 18 пригласили играть за юношескую сборную России. Играл с Анатолием Бодачным (Московское «Динамо», сборная СССР), Сергеем Березиным (Ростовский СКА), Василием Авереско, Евгением Груниным.
Каким раньше был шахтинский футбол? Тренировали ли Вас олимпийские чемпионы?
- С 1962-го года «Шахтёр» был великолепной командой. Тренировал нас великий тренер, олимпийский чемпион Сергей Сергеевич Сальников. Все старые болельщики помнят его. Мы на него смотрели, как на бога.
Когда Вы начали плотно играть за «Шахтёр»?
С 1970-го года я начал играть за «Шахтёр» постоянно. С этого момента я был в обойме. Очень благодарен тренеру, мастеру спорта СССР Тенгизу Мамедовичу Наракидзе, он в своё время вывел Ростовский СКА в высшую лигу.
Как отбирали игроков в команду?
- Раньше, когда работали шахты, при каждой шахте был свой инструктор физкультуры, который занимался с ребятами, проводились соревнования между шахтами, а тренеры смотрели и выявляли лучших и выбирали в группу подготовки на стадион. Среди этих ребят были хорошие мальчишки, которые закончили школу с золотой медалью, но кто-то из них задержался в футболе, а кто-то нет. У меня любовь к футболу была беззаветная. Но я не хочу выставляться.
«Рано женился - и заиграл»
Что Вам помогало одерживать победы, что стимулировало?
- Очень помогло то, что я рано женился. На моей прекрасной, удивительной Людочке. Встретил её в институте. Поженились в 1970-м году, когда меня пригласили играть за «Шахтёр». Двое детей у нас родилось. 46 лет мы прожили с ней душа в душу. Сейчас очень горько, что её нет рядом.
Кто был Вашими товарищами по команде?
- Я должен отметить тех людей, которые влияли на меня – Александр Богданов, Вячеслав Сердюков, Валерий Коршунов, Илья Барщин, Николай Чупсин. Они были старше меня и воспитывали меня. Мы поддерживали общение и вне игр.
Какие самые громкие победы одерживала команда «Шахтёр»?
- При Сергее Сальникове мы занимали 3-е место на первенстве СССР.
Какой дух царил тогда на стадионе «Шахтёр»?
- О! Этого не передать. Можно сказать, что стадион тогда был центром городской жизни. Каждый футбол – это столько людей, особая аура. Мне обидно сейчас, что нет команды «Шахтёр», в которой были великие футболисты.
Что ждёт шахтинский футбол без стадиона?
- Ничего. То, что случилось со стадионом – катастрофа. Не иметь столько лет стадиона - это плачевно. В городе с населением больше двухсот тысяч, должен быть красивый стадион. И там не только должны проводиться футбольные матчи и спортивные соревнования и состязания, но и концерты. Так, как это было всегда. Я проездил по всей области – и в Усть-Донецке, и в других городах есть хорошие поля, что-то улучшается. А у нас – труба. Обидно, конечно, и это основной лейтмотив нашей беседы. Стадион нужно спасать.
Почему это особенно важно сейчас?
- Все мы были когда-то детьми улицы. Но нас спас футбол. Мы просто жили на стадионе. На базе стадиона «Шахтёр» была группа подготовки команды мастеров «Шахтёр-Шахты». Тогда не было ДЮСШ. Многих беспризорных пацанов спас футбол. Мы рано приходили на стадион и поздно уходили. Современной молодёжи тоже это нужно. Ведь иначе их может затянуть криминальный омут. А если в городе будет футбол, ребята будут пристроены.
Как Вы считаете, что мешает сборной России по футболу одерживать победы?
- Избалованность. Футболистов не приглашают играть за «Реал» или «Ювентус». Но получают они огромные деньги, такие же, как и за рубежом. И наглости хватает после проигрышей ехать развлекаться, пить шампанское. С таким настроем нам никогда не победить.
Какие итоги Вы подводите в преддверии своего юбилея?
- Сложный вопрос. Но раз он есть, на него нужно отвечать. Наш город в футбольном плане всегда был один из самых крупных и успешных. Городами-победителями традиционно считались Шахты, Ростов и Таганрог. Я хотел бы видеть наш город в числе победителей, чтобы футбол возродился. У нас в городе есть хорошие тренеры, но они работают в холостую. Как можно озадачить мальчишек, если они не видят положительных примеров перед глазами. А раньше стать футболистом было очень престижно.
Что Вы могли бы пожелать юным футболистам?
- Во-первых, есть ребята, которые очень любят футбол. Хочется пожелать им, чтобы они росли. Упорства. Тренироваться нужно регулярно. Пять-шесть лет подряд, тогда будут хорошие результаты. Но ориентира у них пока нет, стадиона нет.
30219 просмотров
23 сентября (ср) 2020