Необходимо определить отрасли, предприятия, которые необходимо развивать и перестраивать
День рождения премьер-министра Михаила Мишустина - ему 3 марта исполнилось 56 лет - "грустный праздник". На фоне спецоперации на Украине Россия вошла в клинч с Западом, и это наносит мощнейший удар по экономике. Для того чтобы удержать экономику на плаву, правительство идет на серьезные уступки IT-сектору, а также собирается прекратить на время "кошмарить бизнес". Впрочем, вероятны и некоторые меры, присущие "мобилизационной экономике", считают эксперты.
Совещания, которые Мишустин проводит в свой день рождения, посвящены "устойчивости экономики" перед лицом западных санкций.
Премьер уже обещал большие льготы для IT-бизнеса: его освободят от уплаты налога на прибыль на 3 года, специалисты сектора получат отсрочку от армии и возможность получить льготную ипотеку.
В свою очередь, комитет Госдумы по экономической политике поддержал правительственный проект с мораторием на проверки бизнеса в текущем году, а также на плановые проверки организаций в сфере информационных технологий до 2024 года.
Не исключено, что эти меры приведут к положительным результатам. "Кризис - это время возможностей, и здесь я вижу не риторический переход к импорт замещению, а фактический переход к импотозамещению", - предрекает в беседе с Finam ru директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Правительственный либерализм, которого так ждал бизнес, возник на фоне беспрецедентной ситуации - спецоперация России на Украине, которая длится почти неделю, спровоцировала тотальный конфликт России и Запада.
О своем решении приостановить бизнес в России уже объявили десятки иностранных компаний: от автомобильных производителей, таких как Mercedes-Benz, до производителей кондитерских изделий. В четверг, 3 марта, о решении свернуть присутствие в России объявил шведский производитель недорогой мебели ИКЕА, который имел производство в России. "Происходящие события оказывают сильнейшее влияние на людей, а также приводят к серьезным нарушениям в цепочке поставок и условиях торговли. Поэтому группа компаний ИКЕА приняла решение приостановить продажи в России", - рассказали в компании.
"Мгновенное обнищание большой экономики беспрецедентно и вызовет тревогу во всем мире, не в последнюю очередь в Китае, который будет пересчитывать цену войны за Тайвань. Приоритетом Запада должна быть победа в экономическом противостоянии с Россией. Затем он должен создать доктрину, регулирующую это оружие, чтобы предотвратить более широкий сдвиг в сторону автаркии", - такую картину рисует авторитетный журнал The Economist.
Приступить к мобилизации
Но если до автаркии России возможно еще далеко - страна, как предрекает директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Остапкович, может перейти к "частично мобилизационной экономике".
"
Необходимо определить отрасли, предприятия, которые необходимо развивать и перестраивать. Конечно, основной акцент должен быть сделан на образующих отраслях на крупных предприятиях, на крупном бизнесе, который формирует наш ВВП. Сейчас пострадают малые и индивидуальные предприятия. Но им надо помогать законодательно и финансово: наложить мораторий на банкротство, давать субсидии всем, кто дает обещание сохранить 80-90% рабочие мест. Необходимо повторить эту программу на законодательном уровне", - говорит эксперт.
Эксперт отмечает, что подобные надоработки у кабинета Мишустина есть, однако пока неясно, будет ли программа работать на региональном уровне.
Остапкович также считает, что ЦБ на некоторое время может перейти от плавающего курса рубля на регулируемый. "В мобилизационной ситуации нужно что-то решить", - говорит Остапкович.
Эксперт отмечает: "Заморозка резервов ЦБ, в которые входит Фонд национального благосостояния, "удар по печени".
Не исключено, что в использовании определенных элементов мобилизационной экономики Россия может воспользоваться опытом конгломератов, таких как "Ростех", куда входят десятки военных и гражданских предприятий. Кремль давно хочет, чтобы оборонные предприятия выпускали больше гражданской продукции, пока это удается с трудом, но, возможно, ситуация подхлестнет к тому, что "оборонка" будет делать больше "товаров народного потребления". В СССР подобное было: предприятия ВПК иногда выпускали неплохие товары. Так, известный в стране и во многих странах мира фотоаппарат "Зенит" производился на предприятии, основной продукцией которого были различные оптические приборы для военных.
Правда, у "Ростех" в условиях западных санкций своя головная боль. Европейские страны остановили поставки комплектующих для грузовиков "Камаз", и, как заявили агентству "Интерфакс" в компании, она переориентируется на производство машин традиционного модельного ряда.
Иран пример для России?
Живя в условиях режима тяжелых санкций, Россия может брать пример с Ирана, государства, которое живет в условиях давления со стороны Запада.
При этом, в отличие от практически закрытой Северной Кореи, Иран открыт для торговли с другими государствами и имеет достаточно развитый национальный бизнес. На первый взгляд, Иран не производит впечатления страны, которая погрузилась во мрак из-за санкций.
Но иранская экономика находится под санкциями многие годы, что отразилось на экспорте иранских энергетических товаров. В стране можно приобрести современные автомобили, правда, в основном корейских и китайских марок, а в магазинах есть продукты по разной цене. Например, в торговых центрах можно приобрести товары различного качества, в том числе и европейских фирм, которые попадают в Тегеран через третьи страны.
Однако возможности иранской финансовой системы крайне ограничены. Несмотря на то, что банки этой страны активно ведут деятельность, в ОАЭ, например, им работать сложно из-за попадания в санкционные списки США. К тому же санкции существенно увеличивают стоимость банковских транзакций.
Главный торговый партнер Ирана - Китай. Доля этой страны в общем объеме торговли занимает почти 25%, за ним следуют такие страны, как ОАЭ, Индия и Турция. При этом Иран может вновь "влиться в семью". Не за горами перезаключение "ядерной сделки", и Иран вновь получит возможность торговать с западными странами.
Еще одна особенность иранской экономической системы - связь крупных конгломератов с организацией "Корпус стражей исламской революции", военизированной организацией, связанной с духовным лидером страны аятоллой Хомейни (КСИР). "КСИР, который официально является частью вооруженных сил Ирана, контролирует значительные активы в разных секторах экономики - от нефтедобычи до строительства. По неофициальным оценкам, общий объем находящихся под контролем КСИР активов составляет порядка 100 млрд долларов", - писал "Коммерсант".
В России, как известно, роль "стражей революции" выполняют сугубо гражданские лица, однако это тоже не успокаивает.
По материалам Finam Ru