Работы больше, средний "чек" меньше. В результате у тех, кто трудился в секторе неформальной экономики, будет два возможных варианта: либо полностью обелиться, либо уйти с рынка. Что-то по мелочи делать будет можно, но вряд ли кто-то согласится работать, что называется. "за харчи". (Хотя в дивном мире Новой Швабии ничего нельзя исключать) Но и это не всё.
Поскольку цифровые рубли изначально программируемы, потенциальные заказчики могут столкнуться с тем, что им не будет разрешено (низкий социальный кредитный рейтинг) тратить имеющиеся у них цифровые рубли на оплату некоторых услуг, что еще больше будет сужать рынок.
Исчезнет ли полностью рынок оказания неформальных услуг? Возможно, да, а, возможно, и нет.
Принципиальный вопрос будет заключаться в том, смогут ли участники этого рынка найти тот товар, который сможет эффективно использоваться в качестве наличных и обеспечить увязку этих неформальных расчётов с цифровым рублём.
Будут ли Банк России и правительство бороться с такой параллельной экономикой? Несомненно. Смогут ли какие-либо криптовалюты решить проблему неформальных расчётов? Однозначно нет, так как они легко контролируемы властями, а сам вывод из них средств в реальные товары окажется серьезно затруднен.
Вопрос обмена одного реального товара, используемого в качестве наличных денег, на другой носит критически важный характер, и когда он будет участниками рынка эффективно решён (а автор статьи, зная творческий потенциал наших людей, уверен в этом), на Банке России можно будет поставить жирный крест, поскольку в экономике произойдёт возврат к обеспеченным деньгам, с которыми центральный банк будет не способен конкурировать.
Этот путь труден, но перспективы светлые:
Наличные-безналичные. Цифрорубль и россияне
Александр Лежава, Сталинград