Никита Вятчанин, "Парламентская газета". Проблема. | |
Свалочный переполох: почему в России буксует "мусорная реформа" |
В ликвидации "большого засора" на российских территориях серьёзные надежды в нашей стране возлагались на так называемую мусорную реформу. Но они явно не оправдались - прошло шесть лет, а система по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов до сих пор чётко не выстроена. Один из шагов, который должен помочь в этом, - принятие закона, обязующего региональных операторов не только забирать контейнеры с мусором и выгружать его на полигонах или заводах, но и обустраивать и даже строить контейнерные площадки на местах. Об этом 17 декабря говорила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Совета законодателей России в Подмосковье.
Цифровой контроль за "мусорщиками"
Одной из главных тем заседания руководства обеих палат Федерального Собрания РФ и спикеров региональных парламентов страны в этом году стало обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Как отметила Валентина Матвиенко, комплекс мер, который в стране назвали "мусорной реформой", на сегодня больше похож мусорный регресс. Одна из болевых точек процесса - неподконтрольность региональных операторов, получающих сотни миллиардов рублей доходов, но фактически мало кому подотчетных.
По её словам, с приходом полгода назад на место главного куратора от кабмина по вопросам обращения с отходами в России вице-премьера Дмитрия Патрушева стало очевидно, насколько права известная народная истина "без хозяина дом - сирота". Матвиенко считает, что за последние шесть месяцев сделано больше, чем за все шесть лет "мусорной реформы".
В частности, при поддержке Патрушева и по инициативе Совета Федерации работает федеральный штаб по обращению с отходами при Минприроды, в каждом субъекте РФ - региональные штабы во главе с губернаторами. С помощью их работы удалось получить объективную "мусорную" картину происходящего. И она, мягко говоря, не вдохновляет. По словам Матвиенко, уже подсчитано, что сегодня в стране не хватает 172 тысячи контейнерных площадок, 423 тысячи контейнеров, более полутора тысяч единиц спецтехники.
Отдельно поднимался на Совете законодателей вопрос, что региональные аудиторы во главе со Счётной палатой России должны проверить, куда уходят доходы региональных операторов. По информации законодателей, за счёт платежей граждан по тарифу за вывоз мусора ежегодно операторы зарабатывают 280 миллиардов рублей. Однако одна из самых частых причин недовольства жителей, согласно анализу соцсетей и обращений граждан в органы власти разного уровня, касается именно замусоренности территорий жилой застройки и ближайших лесов, куда вывозят отходы практически бесконтрольно.
На это обратил внимание и вице-премьер Дмитрий Патрушев, выступая на заседании Совета законодателей. По его словам, не вывезенный вовремя мусор и переполненные контейнеры "никакими цифрами не скрыть". Он также сказал, что президентом России поставлена задача - к 2030 году надо обеспечить сортировку ста процентов мусора и наполовину снизить его полигонное захоронение. Также глава государства поручил ввести к тому же сроку мощности для переработки минимум 20 миллионов тонн мусора в год, для чего, как сказал Патрушев, надо ввести в строй около 400 предприятий по переработке.
При этом необходимо отслеживать, как, куда и когда вывозится мусор региональными операторами на местах. Для этого в правительстве предложили использовать уже работающие камеры слежения, но почему-то в ряде регионов отказались от этого, причем отказ этот, по мнению Патрушева, не имел внятной мотивации. "Просил бы Совет законодателей дополнительно дать рекомендации регионам чётко следовать решениям правительства, связанным с вывозом мусора на местах. Нам надо всем включаться", - считает он.
Матвиенко выступила более жёстко - по её словам, те, кто противодействует слежению с помощью уже имеющихся камер, "не хотят прозрачности, контроля за происходящим". Установку камер она считает правильной идеей: "Мы сделаем всё, чтобы организовать такую работу на местах".
"Неземной доклад" от Минприроды
В стране образуется около 50 миллионов тонн твёрдых коммунальных отходов ежегодно - такие данные привел глава Минприроды Александр Козлов. Для того чтобы отходы вовремя перевозить, всего по стране работает 182 региональных оператора - это, как доложил Козлов, позволяет охватывать территории, где проживает 98 процентов населения России.
При этом, как сообщил министр, дефицит мусорных контейнеров составляет 800 тысяч штук, не хватает десятков тысяч контейнерных площадок - на местах это приводит к тому, что мусор валяется и гниёт на земле. Вся "прелесть" ситуации состоит в том, что региональные операторы за обустройство таких площадок не отвечают - за это ответственны муниципалитеты, у которых на исполнение таких полномочий денег нет. Александр Козлов рассказал, что сейчас в Госдуме находится законопроект, который позволит возлагать на операторов такие обязательства.
Оптимистично прозвучали слова министра, что сейчас в стране перерабатывается 54 процента ТКО, хотя шесть лет назад этот показатель равнялся шести процентам. Правда, в оборот после переработки вовлекается лишь 14 процентов мусора, остальное закапывается в землю. А для того, чтобы к 2030 году достигнуть переработки отходов на уровне ста процентов, как поручил президент России, потребуется около 990 миллиардов рублей инвестиций, таковы расчеты Минприроды.
Валентина Матвиенко назвала министерский доклад "неземным", так как он оторван во многом от тех острых проблем, которые существуют на местах. Минприроды, которое отвечает как за реализацию, так и за бездействие "мусорной реформы", не может выстроить чёткую систему государственного контроля за деятельностью региональных операторов. А они по факту являются частными компаниями и получить точные сведения о доходах регоператоров сегодня очень и очень сложно, что уже говорить о контроле над тем, куда эти доходы уходят на самом деле.
Также спикер Совфеда поинтересовалась, чем обусловлено правительственное ограничение, согласно которому на модернизацию своей деятельности регоператоры могут тратить не более одного процента своей выручки - все остальное должно покрываться за счет регионов и муниципалитетов. Глава Минприроды пообещал проанализировать вопрос.
При этом Матвиенко считает, что региональные операторы в том виде, в котором они есть сейчас, не являются необходимостью. "Вот в Москве их нет - там есть власть, которая взяла на себя ответственность за уборку мусора. И всё работает, всё чисто. Но если в регионе есть региональный оператор, пусть он отвечает за всё, а не только за то, что находится непосредственно в мусорных контейнерах", - сказала спикер.
Она усомнилась в том, что при таких темпах работы, какие сегодня демонстрируют в Минприроды, к 2030 году удастся выйти на стопроцентную переработку мусора в России "Вы сами в это верите? - обратилась она к Козлову. - Вот вы говорите, что построено 250 объектов по сортировке мусора, но посмотрите на этот перечень - из него 150 объектов было построено ещё до этого, обычные контейнерные линии, которые лишь "подкрасили". А где перерабатывающие заводы, на которые должны вывозить мусор региональные операторы? Несанкционированные свалки в пригородных лесах как были, так и остались - кто за это отвечает? Зачем тогда мы создавали эти компании, если органы власти за всё отвечают, а операторы в некоторых регионах откровенно бездельничают?"
Она пожелала министру "быть позубастее" в решении вопросов, касающихся деятельности региональных операторов, и всё "разложить по полочкам". "Нужна более системная работа органа, отвечающего за обращение с отходами. То, что активно работают штабы по обращению с отходами в регионах, это хорошо. Но кардинальных изменений не происходит, и, пока министерство не выстроит систему, мы не дадим министру покоя. Для населения мусорные свалки - одна из наиболее острых проблем", - заключила Матвиенко.
Опасные строительные отходы
Между тем участники заседания отмечали - сегодня изменилась сама морфология мусора. Как заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, если раньше везли в лес ТКО, то сейчас везут строительные и промышленные отходы, относящиеся к третьему, четвёртому и пятому классу опасности. Глава региона сказал, что законопроект об обращении со стройотходами, который уже готов к рассмотрению в парламенте, очень ждут в регионах - Никитин считает, что его скорейшее принятие поможет решить проблему в том числе вторичного использования токсичного строительного мусора.
У Совета Федерации есть свой опыт работы с подобными предложениями - это недавно принятый и многострадальный закон об обращении с медицинскими отходами. Но, как отметил председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных, от момента написания документа до его принятия прошло несколько лет. Сейчас, считает сенатор, мы этого себе позволить не можем, нужно работать быстро. Поэтому в палате регионов рассчитывают, что пакет из восьми инициатив по обращению с отработанными стройматериалам будет принят в период весенней сессии 2025 года.
Читайте новости Шахты.SU - Информационного портала города Шахты в Телеграме: https://t.me/shahtysu