Для начала и для примера, приведу выдержки из двух статей. Одна с городского сайта, другая написана школьниками-краеведами из школы номер 10.
':Для откачки воды из затопленных шахт и восстановления Артем ГРЭС в августе в город прибыл немецкий восстановительный саперный батальон. Он дислоцировался на ГРЭСовском и ртемовском поселках. Своих мастеров, которых можно было бы прислать на восстановление предприятий, у немцев не хватало, поэтому немецкие специалисты следили только за тем, чтобы гражданские рабочие и наши военнопленные (их было около двух тысяч) вкалывали полные 10-12 часов.
Военнопленные содержались в лагерях на территории школ ?5 и ?10. До оккупации в школах были госпиталя, и больные не были эвакуированы вследствие стремительности наступления немецких войск. Желания работать на чужеземцев у наших пленных не было. Над ними издевались, избивали и делали это в основном наши соотечественники, полицаи, нанявшиеся на службу к фашистам. Зимой было очень холодно, здания школ не отапливались, а военнопленные были в летнем обмундировании. Многие умирали, их хоронили во дворе школы.
После оккупации специальной Чрезвычайной Комиссией по расследованию злодеяний фашистов в городе Шахты было установлено, что в городе гитлеровцы замучили и расстреляли 13854 человека, в том числе в ствол шахты имени Красина было сброшено около 3500 человек. Секретарем комиссии была Курганская Евгения Федоровна (дочь расстрелянного в октябре 1942 года Кобзева Ф.Л.).
Она рассказала, что перезахоронения и установления личностей, расстрелянных не проводилось. Кто были они, жертвы фашистского террора, неизвестно.
В городе открыта книга "Память" в которую заносятся имена шахтинцев, расстрелянных и сброшенных в ствол шахты имени Красина, уничтоженных врагом в нашем городе во время оккупации. Выявить всех погибших - долг ныне живущих. Все имена погибших должны быть высечены на мраморных плитах или отлиты в бронзе:'
Шахт.ru :: История в деталях :: Великая Отечественная война 1941-1945 года. Оккупация ыБИФЙОУЛЙЕ дМС ПФЛБЮЛЙ ЧПДЩ ЙЪ ЪБФПРМЕООЩИ ЫБИФ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙС бТФЕН зтьу Ч БЧЗХУФЕ Ч ЗПТПД РТЙВЩМ ОЕНЕГЛЙК ЧПУУФБОПЧЙФЕМШОЩК УБРЕТОЩК ВБФБМШПО пО ДЙУМПГЙТПЧБМУС ОБ зтьуПЧУЛПН Й БТФЕНПЧУЛПН РПУЕМЛБИ уЧПЙИ НБУФЕТПЧ ЛПФПТЩИ НПЦОП ВЩМП ВЩ РТЙУМБФШ ОБ ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ РТЕДРТЙСФЙК Х ОЕНГЕЧ ОЕ ИЧБФБМП РПЬФПНХ ОЕНЕГЛЙЕ УРЕГЙБМЙУФЩ УМЕДЙМЙ ФПМШЛП ЪБ ФЕН ЮФПВЩ ЗТБЦДБОУЛЙЕ ТБВПЮЙЕ Й ОБЫЙ ЧПЕООПРМЕООЩЕ ЙИ ВЩМП ПЛПМП ДЧХИ ФЩУСЮ ЧЛБМЩЧБМЙ РПМОЩЕ ЮБУПЧ чПЕООПРМЕООЩЕ УПДЕТЦБМЙУШ Ч МБЗЕТСИ ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ ЫЛПМ Й дП ПЛЛХРБГЙЙ
В период оккупации (21 июля 1942 года - 12 февраля 1943 года) школа ? 10 стала лагерем для военнопленных. Об этом свидетельствуют многочисленные рассказы жителей окрестных кварталов и самих узников.
Жители города рассказывают: 'Лето 1942 года. В город вошли немцы. ... Вскоре, через город потянулись колонны пленных, которых гнали озверелые фашистские молодчики. Раненые, больные, измученные, они; обессилев, не могли двигаться, и многие в изнеможении опускались на пыльные дороги.
Упавшие, они больше не поднимались, ибо тут же пристреливались конвоирами'.
Школу опоясывала высокая стена из колючей проволоки. В лагере, расположенном на территории нашей школы, бойцы подвергались самым жестоким пыткам, их морили голодом, не оказывали медицинской помощи. Во дворе ежедневно гремели выстрелы: шли расстрелы.
Вспоминает бывший военнопленный Иван Константинович Черепанов:
'В плену я находился с 1 октября по 12 февраля 1943 года. Ежедневно в лагере умирало 10-12 человек от истощения. Тяжело раненых лечить было нечем, не было перевязочного материала. Питание состояло из супа без жиров. Хлеба получали по 150 граммов. Вспыхнула эпидемия сыпного тифа и унесла массу военнопленных. Хоронили в общую яму, ежедневно расширяя её в длину.
Фельдшер Серов Николай Васильевич устроил побег. Об этом я знал, но уйти из лагеря не представилось возможности. После этого случая нас стали держать ещё строже'.
Жители города всячески стремились облегчить страдания военнопленных. Они передавали продукты питания, одежду, медикаменты.
Екатерина Григорьевна Мандрик дала своей 4-х летней дочери кусок хлеба и просунула её в дыру стены из колючей проволки. Девочка передала хлеб военнопленным, но её заметил фашист. Он схватил ребёнка и перебросил через стену. Мать еле успела поймать свою дочь. С тех пор фашисты даже близко не разрешали подходить к лагерю. Жителям очень трудно стало помогать военнопленным, но они старались сделать всё возможное.
Так, семья Ткаченко, оставшись в захваченном немцами городе, собирали у соседей одежду, продукты, лекарства и носили их в лагерь, помогли нескольким пленным бежать из лагеря, за что поплатились своей жизнью. Игната Павловича и Аграфену Васильевну фашисты расстреляли на шахте им. Красина 11 февраля 1943 года.
Рассказывает Мария Григорьевна Башарина - бывшая узница лагеря: 'Осень была холодной, шли дожди, а люди находились на улице, в грязи. Каждую ночь пленных заставляли подниматься плетьми. В углу школьного двора, когда-то было насыпано много семечек. Пленные раскапывали их и ели. Если кто-нибудь из немцев замечал это, людей избивали.
Немцы заставляли местных жителей работать на территории лагеря. Часто под видом местных жителей уходили из лагеря и военнопленные. Фашисты перестали доверять населению города и поменяли коменданта. Новый комендант был настоящим извергом. Расстреливали прямо в лагере, раздевали и бросали в ров, часто зарывали живыми.
Перед приходом наших частей немцы притихли. 12 февраля 1943 года город был освобожден. Здание школы было заминировано. Его разминировали, а пленных отправили по госпиталям'.
г. ШАХТЫ, РОСТОВСКАЯ ОБЛ. :: г :: Лагеря военнопленных и концлагеря :: 2-ая Мировая война 1939-1945 гг. г. ШАХТЫ, РОСТОВСКАЯ ОБЛ. г. Лагеря военнопленных и концлагеря
Но среди этих малочисленных воспоминаний нет свидетельств еще двух человек, которые пережили ужасы пребывания в лагере-госпитале.
Эти материалы (письма) никогда и нигде не публиковались и находились в фондах городского краеведческого музея. Прочитав их, вы поймете почему. Они отражают историю лагеря практически за весь период оккупации.
Первое из них, воспоминания бывшего военнопленного Серова Николая Васильевича, того самого, что организовал побег:
':меня война застала на Румынской границе и наша часть с боями отходила, уничтожая фашистов. В июле 1942г. под станцией Глубокой Ростовской области был тяжело ранен и контужен, а на второй день ранения вместе с группой раненных попал в плен, под станицей Старая, около Каменска. Нас разместили в конюшне и немцы некоторых тяжело раненных (которые очень стонали) расстреливали.
Из станицы Старой пленные были отправлены под сильным конвоем в ст.Глубокую. Здесь раненным нечем было оказывать медицинскую помощь, не было медикаментов, перевязочного материала и медицинских инструментов. Мне тогда требовалась операция - вскрытие флегмоны левого предплечья, но не было скальпеля и я вынужден был с помощью фельдшера Ванюши (фамилию не помню) раздавить флегмону руками.
9 августа всех раненных этого лагеря перевезли в 10 школу г.Шахты. Пробыли в ней до 2 ноября 1942г.
Вы спрашиваете, как жили узники в лагере? О жизни в лагере могла бы рассказать братская могила - траншея на территории школы. Пленные - раненные и больные были доведены до истощения. Кормили очень плохо. Вначале варили капусту, а потом овсяные и ячменные отруби. Какие можно придумать жестокие издевательства над пленными раненными, как кормить 'супом' из овсяных и ячменных отрубей челюстных раненных.
Мне, как медицинскому фельдшеру, в то время, пришлось этим раненным (их было 24 человека) оказывать медицинскую помощь - два раза в день очищать раны от гноя и 'супа'. Некоторые раненные не выдерживали голода и вынуждены были искать лагерной помойке чего-нибудь, чтобы утолить голод. Страшно было смотреть на эту картину.
Однажды, по поручению группы челюстных раненных мне пришлось пойти к коменданту лагеря с просьбой, чтобы небольшой группе челюстников (так называли раненных в челюсть) улучшили питание. Комендант на это со злобой ответил: 'Суп хороший, уходи'.
Немцы голод хотели использовать для вербовки в так называемую РОА (русскую освободительную армию), возглавляемую предателями, но несмотря на голод, пленные из обслуживающего персонала, ни один на это не пошел, за исключением так называемых перебежчиков. Они находились в лучших условиях - кормили хорошо, занимали класс, где были 'койки', утром и вечером они несли завтрак и обед в открытых котелках напоказ. На хлебе было масло и мармелад.
Это страшная пропаганда среди голодных, но никто, повторяю, не предал Родину за фашистский кусок хлеба.
В лазарете не было нужных медикаментов, перевязочного материала, чтобы спасти раненых. Врачи вынуждены были подсаживать в раны червей-личинок мух, личинки пожирали гной, это вызывало нестерпимый зуд раны, но раненые молчали, они видели в этом спасение от смерти.
Дорогие ребята, многие до сих пор обязаны Вашим бабушкам и мамам. Они очень много делали для нас, помогали, чем могли.
А такие, как Суходолова Татьяна Федоровна, Александр Николаевич и многие другие врачи и сестры спасали жизнь.
Вот вкратце о жизни в лагере, с наступлением темноты 2 ноября 1942г. нам с Валей Старовойтовой (из Чернигова) из лагеря удалось бежать.
Первую ночь вне лагеря мы провели в семье Рудь Александра Васильевича, проживающего по улице Каляева, 12. Рано утром 3 ноября он нас переулками и балками вывел за город. Он сделал для нас очень большое дело, т.к. многие бежали из лагеря, но без помощи населения, попадали опять в лагерь.
27 декабря 1942г. мне удалось перейти линию фронта около села Шарпаевка, Ростовской области. Войну закончил в Берлине:'
Второе письмо, это воспоминания врача Романова Н.С., находившегося во время оккупации г.Шахты в лазарете для советских военнопленных в школе номер 10.
':В 1942г. с Орджоникидзевским пехотным военным училищем, где я работал начальником сан.службы, я выехал на фронт под бывший Сталинград. В сентябре месяце выходя из окружения, попал в плен немцам, при выходе из селения Карпавка. В плену я пробыл до своего освобождения в г.Шахты 5 месяцев и 12 дней. Во время плена я все время работал, как врач, в так называемых 'лазаретах' (конечно в кавычках) для военнопленных. По мере продвижения частей Советской Армии на запад нас медработников в лазаретах военнопленных все время продвигали вперед за отходящими частями немцев. Ехали мы или на грузовых машинах или шли под конвоем пешим порядком. В конце ноября и в декабре, если мне не изменяет память, я с группой других военнопленных медработников прибыл в г.Шахты в вашу теперь 10-ю школу. Ваша школа тоже тогда была лазаретом для военнопленных.
Что из себя представляла, тогда ваша школа?
Здание со стороны входа в школу было обнесено деревянным, довольно высоким забором, имеющим во двор ворота. Большинство стекол в окнах здания были разбиты. В некоторых окнах вместо стекол была вставлена фанера. В форточках кое-где торчали железные трубы от печек в помещениях зданий. В первом и во втором этажах, в комнатах, оборудованных для жилья, были железные или сложенные из кирпича плиты с выведенными в форточку трубами.
В 1 этаже помещались обслуживающие лазарет военнопленные. В их комнатах были железные кровати или топчаны с матрацами, набитыми соломой. Подушек и постельных принадлежностей, ни каких не было. Здесь же внизу где-то недалеко от вестибюля была довольно большая комната, представляющая из себя 'сортировочную, военную комнату и прачечную' тоже конечно в кавычках. В сортировочной стояли две ванны. Отапливалась эта комната железной печкой. Конечно, ни какой канализации не было. Ванны были наглухо забиты деревянными клапанами. Вода для мытья нагревалась в железных больших чайниках на железной печке. Водопровод в школе, конечно, не было, и вода подвозилась в лазарет из города в бочке.
Купание поступающих больных и больных лазарета было нечасто. В помещении было холодно. Имелся какой-то запас белья, очевидно снятый с умерших больных и примитивно и выстиранный в этой же сортировочной в ванных. Таким же купаньем время от времени пользовались обслуживающие медработники. В нижнем же этаже была и кухня конечно с самым примитивным оборудованием.
В верхнем этаже в приспособленных для жилья комнатах лежали больные и раненные. Там стояли тоже железные кровати и топчаны, частично оборудованные матрацами. Подушкой являлось верхнее обмундирование больных, а одеялом шинель. Были и топчаны без матрацев. Вместо матрацев на топчанах лежало какое-то тряпье, очевидно оставшееся от умерших больных. Мы врачи, конечно, старались тяжелых больных устраивать по удобнее насколько позволяла обстановка. Иногда удавалось выпросить у коменданта лазарета даже какое-нибудь тряпье. Комендант лазарета, он же был и начальником караульной стражи военнопленных лазарета.
По образованию, с его слов, он был фармацевт, имел свою аптеку в Германии. Он имел звание унтер-офицера. В верхнем же этаже была перевязочная и операционная. Последней конечно не пользовались так как обстановка не позволяла делать полосные операции. Оборудование и той, и другой (перевязочной и операционной) было крайне убогое. Медикаменты и перевязочный материал врачи получали от коменданта лазарета, у которого в небольшой комнате в нижнем этаже был склад медикаментов. Медикаменты и перевязочный материал в основном был трофейный. Снабжение медикаментами далеко не обеспечивающее всех больных полностью. Совершенно не помню сейчас смертность в лазарете, но мне кажется, что во время моего пребывания в лазарете как смертность, так и поступление больных было не велико. Время от времени в лазарет приходили немецкие врачи для проверки нашей работы. В основном они интересовались, не задерживаются ли больные. К больным обычно они не прикасались. Поэтому нам нередко удавалось задерживать здоровых больных, которых впереди ожидала работа в лагерях.
Питание, конечно, было очень плохое и скудное. Я сейчас не помню, по-моему, мы получали какое-то варево в виде воды с небольшим количеством сушеных овощей и небольшого куска хлеба. Не ручаюсь за верность, может быть, путаю с другими этапами своего пребывания в плену. Вместо чая получали так называемое кофе. Это была какая-то коричневая бурда.
10 или 11 февраля 1943г. комендант лазарета и наши охранники, захватив с собой часть обслуживающего медперсонала лазарета, оставили лазарет. Около лазарета маячил только один немец с автоматом. Это было жуткое время. В городе чувствовалось безвластие. Изредка слышатся выстрелы и автоматные очереди. Особенно жутко было ночью - были слышны взрывы и были видны зарева пожаров. Не думаю, чтобы кто-нибудь из военнопленных в школе спал в эту ночь на 12 февраля. И вот 12 февраля после небольшого боя в городе, к нам во двор вбежали два солдата. Трудно описать чувство радости, охватившее всех нас военнопленных. Я помню, что-то хотел сказать нашим освободителям, но не мог, слезы и спазм в горле не позволили это сделать.
Вместе с частями 5-ой Ударной Армии в город вошли и военно-санитарные организации. Всех больных и раненных нашего убогого лечзаведения распределили по госпиталям. Часть медработников в том числе и меня отправили на работу в госпиталь, который был сформирован в г.Шахты и вливался в 5 Ударную Армию. К этому могу еще добавить, со слов старших санитарных начальников наш лазарет, а теперь ваша школа, была заминирована. Разминировал ее, если мне не изменяет память, опять же говорю со слов старших санитарных начальников, майор Волков.
Вот и все что я могу рассказать:'
Во всех этих свидетельствах идет речь о траншеях, в которых хоронили умерших военнопленных. Скажу, по секрету, к одному из писем была прикреплена схема этих захоронений, о чем свидетельствует упоминание об этом, но найти ее не удалось.
Как вы понимаете, сегодня она и не нужна. На немецком аэрофотоснимке, сделанном 24 апреля 1943г. эти братские могилы выглядели так:
сегодня это место узнаваемо и известно всем жителям:
HTTP1.1 301 Moved Permanently Content-Type: texthtml; char...
':Как рассказала депутат Гордумы г. Шахты Эльвира Мусаева на политсовете местного отделения партии 'Единая Россия', к концу 2013 года в двух школах города Шахты ? 5 и ? 10 будут установлены памятники погибшим воинам, в память о том, что в стенах этих школ в годы Великой Отечественной войны располагались концентрационные лагеря для советских военнопленных...'
В школах No 5 и No 10 г. Шахты установят памятники погибшим воинам // Шахты.ру - новости г. Шахты л ЛПОГХ ЗПДБ Ч ДЧХИ ЫЛПМБИ ЗПТПДБ ыБИФЩ Й ВХДХФ ХУФБОПЧМЕОЩ РБНСФОЙЛЙ РПЗЙВЫЙН ЧПЙОБН Ч РБНСФШ П ФПН ЮФП Ч УФЕОБИ ЬФЙИ ЫЛПМ Ч ЗПДЩ чЕМЙЛПК пФЕЮЕУФЧЕООПК ЧПКОЩ ТБУРПМБЗБМЙУШ ЛПОГЕОФТБГЙПООЩЕ МБЗЕТС ДМС УПЧЕФУЛЙИ ЧПЕООПРМЕООЩИ
Как видите, памятник можно будет установить в более точном месте. Можно попытаться установить имена похороненных там солдат.
Наверняка списки находящихся на излечении и умерших в лазарете военнопленных велись медперсоналом лазарета, и при освобождении города были переданы в соответствующие органы, где возможно и находятся в архивах.
Сегодня, когда на территории города уже установлено 4 (четыре) мемориала венгерским военнопленным, с почестями перезахоронены под г. Апшеронском останки немецких военнопленных с территории горбольницы им.В.И.Ленина, я думаю, настало время отдать дань уважения своим соотечественникам, погибшим в фашистском плену.
Боль и нечеловеческие страдания, которых, впитала в себя наша шахтинская земля: