Елена Шупегина. Проблема. | |
"Сиротские" дома заселены — и никаких проблем? |
Проблемы с домами для сирот в Шахтах по улице Достоевского, 74 начались, когда домов этих ещё не было. Деньги на 120 сиротских квартир были украдены дважды. Первый раз 12 из 16 миллионов рублей, выделенных для их строительства, исчезли на счетах ООО "НПХ СБ "Энергия", уголовное дело по этому поводу было заведено ещё в 2014 году, но о результатах расследования до сих пор ничего неизвестно. Во второй раз были украдены уже 67 миллионов рублей, перечисленные на счёт ООО "Новострой", которое взялось достраивать дома с квартирами для сирот. Директор "Новостроя" экс-депутат городской Думы Андрей Шмелёв сейчас отбывает срок за эти и ещё девять не построенных им домов, за которые он получил бюджетные деньги.
В конце концов из федерального и областного бюджетов было выделено ещё 120,5 миллиона рублей, и очередной застройщик - ООО "ДомСтрой — взялся рядом с неудавшимися недостройками возводить четырёхэтажные дома, куда должны были вселиться выпускники шахтинских детдомов. Под контролем губернатора и городских властей новые дома росли достаточно быстро. И вот, наконец, через год, в мае 2017-го, первым детдомовцам были торжественно вручены ключи от их новеньких квартир.
Вроде бы, всё хорошо кончилось, все проблемы решены. Но оказалось, что на смену им пришли другие, гораздо более серьёзные, которые так просто, с помощью бюджетных денег или уголовных дел, решить уже не получится.
Изначально это была не самая лучшая идея — собрать больше сотни бывших детдомовцев под одной крышей. Представьте себе четырёхэтажку, где компактно поживает молодёжь из числа бывших детей-сирот или оставшихся без попечения родителей. Они совершенно не имеют опыта домашней жизни, всегда жили все вместе на всём готовом под надзором воспитателей. А сейчас они как бы взрослые и как бы по-прежнему вместе, но ни надзора, ни воспитания - жить, кормиться и решать кучу мелких ежедневных проблем приходится каждому самостоятельно. Нетрудно догадаться, что получается это у вчерашних детдомовцев не очень хорошо.
Посёлок бывшей шахты "Южная" — сравнительно тихая окраина города, где практически все друг друга знают - быстро почувствовал появление новых обитателей. Редкий вечер теперь обходится на улице Достоевского без появления полицейской машины, в тёмное время суток местные жители опасаются ходить по улице. Не улучшают обстановку и открывшиеся практически рядом с несчастными четырёхэтажками две новые пивные точки, они находятся с двух сторон улицы почти друг напротив друга и работают допоздна.
Да и сами обитатели четырёхэтажек чувствуют себя не очень-то уютно. Ночные матерные крики, пьяные дебоши и драки соседей совсем не украшают жизнь тех из них, кто пытается жить нормально, по-человечески. А жить им, даже в чисто бытовом отношении, достаточно сложно. Многие из этих выросших без семьи детей поспешили, едва повзрослев, создать семьи собственные. Так что в однокомнатных квартирках площадью 26 квадратных метров (столько детдомовцам положено по закону), где не предусмотрено ни кухни, ни балкона, а есть только электроплита и крохотный санузел, проживают, нередко, жена, муж и ребёнок. Четырёхэтажки строились "опережающими темпами", и последствия этого жильцы чувствуют на себе: есть квартиры, где подоконники отстают от стен, в щели дует, по стенам под потолками цветёт грибок. Плюс ко всему сказывается безалаберность самих жильцов — то и дело забивается канализация, выходят из строя краны. Коридоры — особая проблема, регулярно пропадают лампочки, часть окон покорёжена, захламлённость, замусоренность и даже, извините, загаженность — обычное дело .
И всё-таки, как утверждает Дарья Звьялова, активистка региональной общественной организации "Донская семья", большинство из жильцов этих "детдомовских" четырёхэтажек — обычные нормальные ребята, только многого не знающие, не умеющие, не понимающие, оставшиеся один на один с непривычной самостоятельной жизнью.
Столкнувшись с их проблемами, Дарья, будучи помощником депутата Романа Бабкина, привлекла его к решению этих проблем, хотя здесь совсем не его округ. Тревожная информация прозвучала на одном из комитетов городской Думы. Депутаты попросили более подробной информации. Через месяц на заседании градостроительного комитета замдиректора департамента городского хозяйства Александр Матвиенко доложил "об использовании муниципального жилья льготной категорией граждан" — к этой категории относятся и выпускники детдомов. Стоит сказать, что детдомовцам квартиры на Южной были предоставлены не в собственность, а по договору социального найма. По закону они могут эти квартиры приватизировать, но только через пять лет, если за это время к ним не будет претензий как к нанимателям жилья. Увы, претензий уже сейчас немало, в первую очередь — по оплате жилья и коммунальных услуг. Как сообщил Александр Матвиенко, с тремя из сирот, получивших жильё по договорам социального найма, эти договоры уже расторгнуты по суду из-за коммунальных неплатежей (он уточнил, что фактически данные граждане в этих квартирах не проживали, всего выявлено 13 социальных квартир, которые бывшие дети-сироты пытались сдавать в наём, что запрещено законом), ещё несколько договоров сейчас в процессе расторжения.
На днях по инициативе депутата Романа Бабкина было организовано собрание жильцов домов 74а и 74б по улице Достоевского с участием представителей администрации города и общественности, специалистов органов опеки и отделения постинтернатного сопровождения центра помощи детям N1 (так теперь называется детдом), управляющей компании. Приглашённого участкового или кого-нибудь из полиции не было, местный депутат Ирина Кондакова прислала свою помощницу.
Любопытно, что собрание началось с энергичных претензий жильцов — что их "засунули" в эти крохотные комнатушки без кухни, что в домах у них бардак, полицию в самых экстренных случаях не дозовёшься, управляющая компания ничего не делает…
В ответ прозвучали претензии не менее обоснованные. Оказывается, 60% этих самых жильцов до сих пор не удосужились даже зарегистрироваться в занимаемых квартирах. Неплатежи за квартиры и коммуналку уже стали хроническими, их суммы достигли по 40 тысяч рублей и выше. Начальник отдела соцнайма Елена Яковенко объяснила, что по закону за отсутствие регистрации и неплатежи с ними имеют право расторгнуть договоры, и дала срок на исправление — от одного до трёх месяцев.
Сказанное произвело впечатление. Из толпы послышалось: "Что же нас с детьми — на улицу выкинут?" - "А если у нас денег нет?"
Кстати, как удалось выяснить, из бывших детдомовцев, проживающих в этих домах, работает примерно половина, чаще всего — без официального оформления и каких-либо социальных гарантий. Другая половина числится продолжающей обучение и живёт на пособие.
Потом был долгий разговор с представителем управляющей компании, он разъяснял, что УК занимается только общедомовым имуществом, а все проблемы в квартирах — дело самих жильцов, отвечал на вопросы. Тут же Роман Бабкин приглашал к себе на депутатский приём (а это, между прочим, на ХБК), обещая помочь с составлением договоров на рассрочку по выплате коммунальных долгов. Дарья Завьялова кого-то выслушивала и что-то советовала. В другой группе представители центра помощи детям разговаривали со своими бывшими воспитанниками (Светлану Ивановну Белецкую некоторые из девчат, здороваясь, по старой детдомовской привычке называли мамой).
В целом эта встреча безусловно была полезной. Но не стоит заблуждаться, что такое вот собрание жильцов (равно как и полагающиеся раз в полгода совместные проверки со стороны департамента образования и департамента городского хозяйства) решит разом все проблемы "сиротских" домов на улице Достоевского. Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, необходимо постоянное внимание как общественности, так и городских властей. Пока же, похоже, главное, что интересует город в отношении этих домов и их обитателей, - это долги за жильё и коммунальные услуги.
Читайте новости Шахты.SU - Информационного портала города Шахты в Телеграме: https://t.me/shahtysu88Nik |
Так что в однокомнатных квартирках площадью 26 квадратных метров |
Старый воробей |
Юра |
Интересно-интересно, как же тогда эти самые квартиры вовсю продавались на авито, во время застройки я постоянно видел эти |
Василий Степанович |
В такой ситуации нужно где-то 5 лет перекантоваться, чтобы не замёрзнуть и чтобы никто не высказал претензии |
George |
И заселять добропорядочными гражданами типа |
88Nik |
А кто виноват,что они сироты? Наше общество,мы с Вами ,власть.Больше всего пострадали дети и их семьи в 1998 году,после кризиса.В |
88Nik |
На сколько я знаю,несколько квартир в домах принадлежали застройщику.Каждая квартира размером 40 кв.м. Очевидно эти квартиры |
Юра |
Да эти, по 40 метров. Интересно, кто то купил? Это наверное будет для покупателя самая неудачная покупка за все 7 поколений его |