<= Перейти на главную страницу портала |
Шахты.SU. Шахтинские известия. |
16+ |
Дмитрий Воронов ПО "Зов сердца". История города Шахты. | |
БРОНЕПОЕЗД у города ШАХТЫ. Июль 1942 года |
В нем было всего шесть единиц подвижного состава: два броневагона, бронепаровоз, одна площадка ПВО и две контрольных платформы.
Именно об этом бронепоезде, вернее о его останках, сохранились воспоминания у жителей г.Шахты, но, к сожалению, не в её истории. Со слов местных железнодорожников, на этом месте, к северо-востоку от посёлка шахты "Нежданная", валялся до 60-х годов остов этого бронепоезда. А местная детвора игралась в нем в «войнушки».
Это был советский бронепоезд 66 ОДБП (отдельного дивизиона бронепоездов) №1 «За Родину!».
В Интернете много фотографий этого бронепоезда, но его ошибочно называют бронепоездом 64 (66) ОДБП №2 «За Родину!», погибшим 17 июля 1942 года на разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая, Ворошиловградской области при бомбовом налёте авиации. И это неудивительно, конструкции бронепоездов похожи, но относились они к разным дивизионам.
На самом деле, говоря о бронепоезде №1 «За Родину!» нужно иметь в виду, что их было два (№1 и №2) и воевали они совместно, на одних участках фронта.
По приказу Военного Совета Одесского ВО 11 августа 1941 г. в Днепропетровске на заводах имени Ленина и имени Петровского началось строительство двух бронепоездов. В связи с приближением к городу немецких войск 24 августа строительство завершилось, составы свели в один БП (БП – бронепоезд или как его ещё называют специалисты – «бепо»), получивший № 2 (с конца сентября стал № 11).
Формирование и доделка бронепоезда завершилась на заводе имени Карла Либкнехта в Нижнеднепровске 25 августа (а в это время Днепропетровск был уже занят немцами). БП № 2 на тот момент состоял из трех бронеплошадок, изготовленных из американских металлических полувагонов для перевозки угля и бронепаровоза. Конструкция состава была достаточно примитивной, так как времени на изготовление полноценного бронепоезда не было. Точный состав вооружения установить не удалось, имелось как минимум одна 76-мм, одна 45-мм и одна 107-мм пушки, а также 107-мм миномет и пулеметы.
25 августа 1941 г. БП № 2 вступил в бой у Ломовского моста Днепропетровска, прикрывая огнем отход Днепропетровского артиллерийского училища.
26 - 27 августа бронепоезд поддерживает Полтавское политическое училище, при этом он ворвался на станцию Нижнеднепровск, уже занятую немцами и три часа вел там бой. В течение последующих дней, до 8 сентября, с небольшими перерывами БП воевал на участках Нижнеднепровск. Новомосковск, Подгорная, поддерживая огнем наши отступающие части.
После ремонта на заводе имени Сталина в Краматорске, 22 сентября бронепоезд вновь направили на фронт в район Краснограда. 27 сентября 1941 г. в 9.00 у Новомосковска БП № 11 вступил в бой с большой группой немецких танков. По докладу командира бронепоезда, было уничтожено и подбито 16 машин, при этом свои потери составили 5 человек убитыми, 2 ранеными, полностью разбита 3-я бронеплощадка с 76 и 45-мм пушками (получила 8 прямых попаданий), бронепаровоз получил 6 снарядных попаданий, полостью сгорела база (13 вагонов).
28 сентября в Павлограде провели текущий ремонт артсистем, а на следующий день БП № 11 включили в состав 12-й армии. 29 сентября - 10 октября бронепоезд действовал на линии Павлоград - Межеричи. поддерживая части группы полковника Пушкина и 30-й кавдивизии. За это время вышла из строя вся артиллерия БП № 11.
С 11 по 24 октября бронепоезд в боях не участвовал, отходил через Авдеевку, Ясиноватую, Горловку и Дзержинск, а с 25 октября по 5 ноября находился на ремонте в Ворошиловграде (Луганск), на заводе имени Октябрьской революции. Здесь была отремонтирована матчасть, дополучено частично вооружение, получена новая бронеплощадка» (последняя типа ПЛ-37, отправленная на ремонт из состава 1-го ОДБП или 44-го БП 4-го дивизиона, на ней дополнительно провели экранировку бортов). 6 ноября бронепоезд № 11 убыл с завода, имея в своем составе два бронепаровоза и четыре бронеплощадки, на которых имелось 5 76-мм, 1 45-мм орудие, 2 82-мм миномета, 18 станковых и 9 ручных пулеметов. Кроме того, на открытой платформе стояла 107-мм пушка на полевом станке.
Приданный 15-й, а затем 261-й стрелковым дивизиям, БП 14 - 17 ноября вел боевые действия в районе станций Натальевка и Кагановичи, а 18 ноября прибыл в Сентяновку. Здесь бронепоезд № 11 получил задачу — прикрыть действия батальона 28-й железнодорожной бригады и не допустить продвижения противника до подхода наших резервов. Помимо БП № 11 здесь действовали БП № 3 и № 6.
20 ноября в течение всего дня бронепоезда вели бой, удерживая станцию Водопроводная. Ночью немцы подтянули на близкую дистанцию две 105-мм пушки, и когда утром 21 ноября БП № 11 двинулся вперед, открыли огонь (бронепоезд действовал двумя частями, в каждой бронепаровоз и две бронеплощадки). Первыми же снарядами был выведен из строя бронепаровоз, загорелись 1-я и 2-я бронеплощадки, на которых стали рваться снаряды. Второй состав БП № 11 двинулся на выручку, но у выходных стрелок со станции Водопроводная немецкий снаряд попал в бронепаровоз, погибла вся паровозная бригада. Бронепоезд двигаться не мог, и был вытянут назад черным паровозом. Всего за 21 ноября БП № 11 потерял убитыми 18 человек и 19 ранеными, в том числе был ранен и командир бронепоезда майор Бойко, разбито два бронепаровоза, сгорели две бронеплощадки вместе с вооружением (3 76-мм, 1 45-мм пушки, 10 пулеметов).
Разбитые бронеединицы были вытянуты 24 ноября и отправлены на ремонт в Ворошиловград, на завод имени Октябрьской революции. 30 ноября БП № 11 в составе бронепаровоза и двух бронеплощадок выдвинулся в район станций Шепилово и Светланово, где до 12 января 1942 года поддерживал части 218-й стрелковой дивизии. После ремонта на заводе имени Октябрьской революции в Ворошиловграде (с 12 января о 13 февраля 1942 года) бронепоезд № 11 контролировал боевой участок у станций Мануиловка и Депрерадовка, где находился до 15 апреля 1942 года, поддерживая части 74-й стрелковой дивизии.
С 15 апреля по 11 мая 1942 г. БП № 11 находился на ремонте, на заводе имени Октябрьской революции в Ворошиловграде, где 3 мая получил приказ о переформировании в 66-й отдельный дивизион бронепоездов. Здесь, из двух боевых составов БП № 11, изготовили два бронепоезда № 1 и № 2, провели капитальный ремонт матчасти, старые орудия заменили на новые.
Бронепоезд № 1 состоял из бронепаровоза Ов № 1441 (броня каленая 25 мм, будка машиниста 32 мм, командирская рубка 20 мм) и двух 4-осных бронеплощадок (броня каленая снаружи 15 мм, внутри обычная сталь 12 мм с бетонной заливкой) — первая имела на вооружении 76-мм пушку Ф-34 в башне танка Т-34, 76-мм пушку образца 1902/30 г., 4 пулемета Максима и 2 ДТ, вторая - 152-мм гаубицу М-10 в башне танка КВ-2, 76-мм пушку образца 1902/30 года, 45-мм танковую пушку в башне танка Т-34,6 пулеметов Максима и 2 ДТ. Кроме того, имелась площадка ПВО с двумя ДШК.
Бронепоезд № 2 состоял из бронепаровоза и трех 4-осных бронеплощадок (броня каленая 15+15 мм с 80 мм бетонной заливкой, башни 40+15 мм): на первой имелось 2 дивизионных 76-мм пушки образца 1939 года (Ф-22УСВ) и 4 пулемета ДТ, на второй 76-мм танковая Ф-34 в башне от Т-34,76-мм зенитная Лендера, 4 пулемета Максима и 2 ДТ, на третьей — 107-мм пушка и авиационный пулемет ШКАС на турели. На площадке ПВО стояло 2 пулемета ДШК.
11 мая 1942 г. по распоряжению штаба 12-й армии 66-й ОДБП занял позиции на участках Марьевка - Кагановичи и Шепилово - Комышеваха - Кагановичи с задачей поддерживать действия частей 261-й стрелковой дивизии.
13 июля 1942 года по приказу штаба 12-й армии бронепоезда № 1 и № 2 прошли через Лутугино и Семейкино в район Николаева и Большой Вергунки, где встали на позиции для прикрытия переправы через Северский Донец, откуда 18 июля дивизион прибыл на станцию Зверево.
18-19 июля 1942г. Ворошиловская железная дорога (СКЖД), станции Горная и Шахтная, на которых скопилось большое количество эшелонов с военной техникой, солдатами и эвакуированными, были подвергнуты сильнейшим неоднократным бомбовым ударам немецкой авиации. 18 июля на перегоне Сулин-Горная бронепоезда были атакованы немецкими самолетами, в результате чего у БП № 1 вышел из строя бронепаровоз, была повреждена 152-мм гаубица, а у БП № 2 — 2 орудия и площадка со 107-мм пушкой.
Было повреждено большое число вагонов, ж/д имущество, разрушены здание станции Горная и подсобные сооружения, полотно ж/д во многих местах было повреждено. Восстановительные ж/д батальоны, работавшие в районе станций Горная, Шахтная и кладбища посёлка «10 лет ЗИ» (ш. «Нежданная») г.Шахты, неоднократно подвергались авианалетам и бомбардировкам. Подразделения ПВО, прикрывавшие станцию Горная, не смогли полностью отразить все массированные атаки люфтваффе.
По приказу начальника штаба Южного фронта генерал-лейтенанта Антонова Алексея Иннокентьевича 66-й ОДБП (им командовал майор Прусенко Михаил Федорович, 1909 г.р.) получил задачу выйти на участок Лихая - Морозовская, где прикрыть отход 2-й гвардейской стрелковой дивизии 3-го гвард. стрелкового корпуса. Для этого из исправной матчасти двух бронепоездов сформировали один состав - БП № 1 с бронепаровозом от БП № 2, а остальные бронеединицы и базу отправили в тыл.
Поврежденные бронеединицы БП № 2, в составе паровоза и двух двухбашенных бронеплощадок, вместе с частью экипажа, удалось вывести из под удара в сторону Новочеркасска и 20 - 22 августа их отремонтировали в Грозном, после чего 66-й дивизион (в составе одного бронепоезда) до 1 ноября 1942 г. охранял железнодорожную ветку Кизляр – Астрахань, а 2 ноября 66-й ОДБП прибыл в Беслан, где поступил в распоряжение 9-й армии.
Стоит отметить, что генерал-лейтенант Антонов единственный из всех советских военачальников, награждённых орденом «Победа» в звании генерала армии, и единственный советский кавалер ордена, которому не было присвоено звание Героя Советского Союза. С февраля 1945 года он занимал должность начальника Генерального штаба, участник Ялтинской конференции (на фото он стоит четвертым, справа)
19 июля БП № 1 (с объединённым экипажем) выдвинулся на станцию Черевково, где установил связь с действующим на этом участке по распоряжению командования Юго-Западного фронта бронепоездами 7-го ОДБП. К вечеру, в результате отхода 3-го гвардейского корпуса бронепоезда оттянули к Красному Сулину, а затем на станцию Горная.
Примерно в 6.00 20 июля 1942 г. немецкие самолеты атаковали БП № 1, в результате чего он был вынужден отойти на перегон Горная - Шахты, при этом между ст.Горная и п.Донлесхоз, (у Горного леса) немецкой авиацией был разбомблен и загорелся состав с боеприпасами. Путь на Красный Сулин оказался разрушенным, при этом погибло около 30 солдат и офицеров. Все они сегодня покоятся в братской могиле у п.Донлесхоз, на которой в 1957 году был установлен памятник, а также в безымянных братских могилах вдоль ж/д пути от ст.Горная в сторону ст.Шахтная.
Чтобы хоть как-то разгрузить узловую станцию Горная от скопившихся, частью разрушенных составов, начальник станции Горная принял решение отогнать бронепоезд БП № 1 (командовал им уже лейтенант Фёдоров Пётр Яковлевич, 1918 г.р.), не имеющий возможности маневрировать и оказать поддержку своим войскам, на тупиковую ветку, ведущую к шахте «10 лет За индустриализацию» («10 лет ЗИ») у г.Шахты.
В 12.20 в результате налета на БП № 1 26 бомбардировщиков противника площадка ПВО и бронеплощадка № 2 были завалены, путь вокруг разбит. Личный состав мужественно отбивал атаки авиации с воздуха, в результате старшина Чумак из орудия сбил вражеский бомбардировщик Ю-88. Начались восстановительные работы по подъему бронеплощадок, во время которых БП № 1 все время подвергался налетам авиации противника. На карте зелёным кружком обозначено место, где находился БП №1.
20 июля 1942 г. на эту же ж/д ветку, на помощь БП №1, был отправлен и легкий бронепоезд БП № 1 «Железнодорожник» 7-го ОДБП с базой, тем самым закрыв выход для БП № 1 «За Родину!». С этой позиции он открыл огонь, прикрывая отход частей 28-й стрелковой дивизии. В течение дня немецкая авиация трижды бомбила бронепоезд «Железнодорожник», не давая возможность подойти к БП №1, в результате чего была разбита площадка ПВО, повреждена первая бронеплощадка (башни заклинило и они не вращались), вышел из строя бронепаровоз, у которого к тому же закончилась вода, а заправить ее было негде.
В 18.30 из-за станции Горная стала слышна ружейно-пулеметная стрельба, на близком расстоянии рвались мины — противник приближался, 2-я гвард. СД отходила.
Из-за невозможности вывести состав (пути были разбиты на большом протяжении) и отсутствия связи со своими частями, командир и комиссар бронепоезда «Железнодорожник» 7-го ОДБП приняли решение взорвать состав и отходить в пешем порядке, что и было сделано в 22:00 20 июля 1942 г. Старожилы п.Горный хорошо помнят останки этого бронепоезда у ст.Горная в послевоенный период.
За этот день на БП № 1 было совершено 18 налетов вражеской авиации, боезапас исчерпан. У БП № 1 также не было иного выхода, и силами личного состава он был подорван - бронеплощадки облиты керосином и мазутом и подожжены, бронепаровоз на полном ходу пущен на бронеплощадки на пересечении ж/д тупиковых веток, ведущих на шахту «10 лет ЗИ» и щебзавод.
Там его и обнаружили фашистские солдаты, сделав большое количество снимков, благодаря которым, мы можем сегодня рассмотреть бронепоезд БП №1 «За Родину!» в подробностях. В правой части снимка хорошо виден террикон, здания и сооружения шахты «10 лет ЗИ» (ш. «Нежданная»), от которой сегодня мало что осталось.
На фотографиях хорошо видны повреждения площадок ПВО и контрольной, разбитых взрывом, а также разрушенное взрывами авиабомб ж/д полотно. Одна из фотографий подписана: "Русский бронепоезд под Шахтами"
На другом снимке имеется надпись: "Русский бронепоезд. Еще одно попадание "Штуки" (Шахты)"
Вполне возможно, что эти фотографии делал представитель лётной части, чтобы задокументировать удачное попадание и выведение из строя русского бронепоезда своими асами. На этих фото виден и семафор, указывающий на то, что в этом месте одноколейная дорога раздваивается, к шахте «10 лет ЗИ» и щебзаводу.
Далее на фото хорошо видно, как уцелевшие и не сошедшие с рельс платформы, постепенно отцепляли от бронепоезда БП №1, в т.ч. и бронепаровоз. В итоге, оставив на разрушенном полотне одну из бронеплощадок, так и не сумев поставить на рельсы многотонную стальную конструкцию, где она и находилась до 60-х годов, пока её не разрезали на металлолом.
Так завершил свой славный боевой путь бронепоезд №1 «За Родину!». Часть этого героического экипажа бронепоезда выжила, другая – попала в плен, была освобождена и потом воевала на фронтах войны. Многие из них были награждены орденами и медалями за свои подвиги. Большая же часть из них так и числятся пропавшими без вести 21 июля 1942 года под Новочеркасском.
Большая просьба к родственникам этих воинов!!!
Отзовитесь, пожалуйста, для уточнения обстоятельств последнего боя и установления судьбы без вести пропавших воинов!!! Вот их имена:
Бронепоезд №1
1. Абашкин Владимир Алексеевич, 1912 г.р., сержант, инструктор химический. Адрес: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул.Пролетарская, д.48
2. Абросимов Павел Васильевич, 1908 г.р., сержант, пулемётчик. Адрес: Ворошиловградская обл., Славяносербский р-н, с. Черкаское (попал в плен, был освобождён 04.05.1944г.)
3. Азизов Кутуз Азизович, 1921 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: г. Ворошиловград, ул.Палкина, д.7 (выжил, погиб 06.03.1943г. в Краснодарском крае у с/з 9)
4. Алексеенко Иван Фёдорович, 1913 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: Кировоградская обл., Устиновский р-н, с/с Устиновский (выжил, 06.04.1985 г. был награждён орденом Отечественной войны II степени)
5. Богданов Василий Иванович, 1921 г.р., мл.сержант, орудийный номер. Адрес: Куйбышевская обл., Новомалыклинский р-н, ст. Голован (Солован)
6. Гвезделевский (Гвозделевский) Михаил Павлович, 1916 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: Ростовская обл., г. Сальск, ул.Кооперативная, д.14
7. Грищук Фёдор Андреевич, 1902 г.р., сержант, старший радиотелеграфист. Адрес: Сталинская обл., Чистяковский р-н, шахта № 21 им. «Буденного»
8. Ефремов Андрей Фёдорович, 1900 г.р., красноармеец, пулемётчик. Адрес: Ростовская обл., г. Каменск-Шахтинский (попал в плен, был освобождён)
9. Журавлев Николай Сергеевич, 1912 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: Ворошиловградская обл., ст. Шепилово, Точинский рудник 14, дом 6, кв.1
10. Забашта Григорий Яковлевич, 1916 г.р., мл.сержант, пулемётчик. Адрес: г. Ворошиловград, Каменный Брод, Карачаевский, д.46 и Ворошиловградская обл., Ново-Айдарский р-н, с. Колядовка (выжил, был награждён в 1985г. орденом Отечественной войны I степени)
11. Клуш Михайло Иванович, 1917 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: Сталинская обл., г. Дзержинск, Горняцкая, 12 и Орловская обл., г.Болхов, ул.Ямская, д.148
12. Ковалёв Павел Игнатович, 1912 г.р., ст.сержант, командир отд.управления. Адрес: г. Ворошиловград, Новый Городок, з-д «ОР», барак 78, кв.3
13. Кондратенко Игнат Семёнович, 1913 г.р., красноармеец, разведчик. Адрес: г. Полтава, ул. Доманицкого, 10 и с.Крутый берег (попал в плен, был освобождён в 1943г., награждён в 1985г. орденом Отечественной войны I степени)
14. Кулдырхаев Василий Ильич, 1919 г.р., красноармеец, пулемётчик. Адрес: Мордовская АССР, Козловский р-н, п/о Лобачки, ст.Атяшево. В Книге Памяти учтён как Кулдыркаев, погибший в июле 1942г. в Новочеркасске (выжил, 16.06.1945г. был награждён медалью «За боевые заслуги»)
15. Мальцев Пётр Иванович, 1919 г.р., мл.сержант, зам.ком.орудия. Адрес: Ворошиловградская обл., Верхне-Теплянский р-н, с/с Райгородский (выжил, погиб 24.03.1945 в Германии)
16. Матвеев Николай Кириллович, 1911 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: Татарская АССР, г. Казань, Юдинский р-он, п. Новочувашский (выжил, погиб в бою 28.02.1944 в г.Керчь)
17. Мискеев Григорий Иванович, 1908 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: г. Орджоникидзе, ул.Льва Толстого, 14 (попал в плен, был освобождён 20.10.1943г.)
18. Мухаметшин (Мухамедшин) Зуфар (Зуфард) Исламович (Исланович), 1921 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: Башкирская АССР, Миякинский р-н, с/с Зельдаровский (Зельяровский) (выжил, 15.01.1945г. был награждён медалью «За боевые заслуги», 03.03.1945г. медалью «За отвагу», 06.04.1985 г. был награждён орденом Отечественной войны I степени)
19. Набиев Абдусрат, 1921 г.р., мл.сержант, пулемётчик. Адрес: Узбекская ССР, Самаркандская обл., Комсомольский р-н, к/з «8 Марта» и Сталинобадская область, Джеминольский р-он, Стахановский с/с, к/з им.Кагановича
20. Ненашен (Ненашев) Степан Федорович, 1911 г.р., красноармеец, кочегар паровоза. Адрес: Сталинская обл., г. Красный Лиман и Ворошиловградская обл., ст.Сентяновка
21. Остриков Александр Тимофеевич, 1916 г.р., красноармеец, мотоциклист. Адрес: Ворошиловградская обл., г. Красный Луч, ул. Молокова, 8-1 и Сумская обл., Спелевский р-н, с.Хмело, Сумская обл., г. Ромны (выжил, 06.04.1985 г. был награждён орденом Отечественной войны II степени)
22. Попов Александр Петрович, 1916 г.р., ст.сержант, начальник мастерской. Адрес: Ворошиловградская обл., Красностанский р-н, ст. Изварино (выжил, 19.04.1942г. награждён медалью «За боевые заслуги», 11.06.1944г. медалью «За отвагу», 18.05.1945г. орденом «Красной Звезды», 06.04.1985г. орденом Отечественной войны II степени)
23. Таран Александр Макарович, 1922 г.р., красноармеец, кочегар паровоза. Адрес: Полтавская обл., Пирятинский р-н, с. Демяновка
24. Фёдоров Пётр Яковлевич, 1918 г.р., лейтенант, командир БП №1, Адрес: Смоленская обл., Износковский р-н, с/с Извольский, д. Семеновка (выжил, награждён в сентябре 1943г. орденом Отечественной войны II степени)
25. Чёрный Василий Севастьянович, 1909 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: Одесская обл., Грушковский р-н, с. Великие Трояны (выжил, в мае 1945 награждён медалью «За боевые заслуги»)
Бронепоезд №2
26. Клименко Иван Мусиевич, 1902 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: Харьковская обл., Лозовский р-н, с. Веро-Николаевка и Лозовский р-н, Полтавский с/с, к/з им.Тимошенко
27. Литвяк Николай Игнатович, 1915 г.р., красноармеец, орудийный номер. Адрес: Харьковская обл., Краснояружский р-н, с. Колотиловка и г.Ворошиловград, ул.Луначарского, д.96
28. Черняков Василий Иванович, 1904 г.р., красноармеец, зав.склада. Адрес: Харьковская обл., Лозовский р-н, с. Покровка
Взвод управления
29. Белан Иван Ильич, 1922 г.р., красноармеец, телефонист. Адрес: Краснодарский край, Брюховецкий р-н, ст. Батуринская, х. Ворошилов и Павловский р-н, ст.Новопластуновская. В Книге Памяти числится пропавшим без вести 21.07.1942г. (выжил, 06.04.1985г. был награждён орденом Отечественной войны II степени)
30. Данилкин Николай Александрович, 1917 г.р., ст.сержант, пулемётчик. Адрес: Ворошиловградская обл., Сергов. р-н, г. Ирмино
31. Пестов Семён Яковлевич, 1919 г.р., ст.сержант, пулемётчик. Адрес: Омская обл., Новозаимский р-н, с/с В.-Манайский, д. Чисто и г.Новосибирск, левый берег, Камянки 1032
Читайте новости Шахты.SU - Информационного портала города Шахты в Телеграме: https://t.me/shahtysu